Рейтинг@Mail.ru
Целостный анализ музыки


И.С.Бах. Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I том. Анализ  E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)

Ассоциативный образ - «Снятие с креста и горестное созерцание плащаницы, которой было овито тело умершего Христа».
Этот трагический эпизод привлекал внимание многих художников. Можно вспомнить Джотто, Дюрера, Рембрандта. Как в картинах, так и в этой прелюдии общее настроение -сдержанная скорбь.
В прелюдии два звуковых плана, противоположных по смыслу. Первый план - выражение человеческого горя: восклицания скорби, душевной боли, прерываемые паузами. Второй же план - равномерное чередование аккордов - можно представить как тихий перезвон колоколов, как бесстрастное течение времени, объективность, своим покоем подчеркивающую страдания людей.
Прелюдия написана в размере Сарабанды - 3/2. Уместно привести характеристику Яворским этого медлительного танца в работе «Сюиты Баха для клавира»:
«Сарабанда возникла в Испании как (...) церковный обряд, род крестного хода в Страстную пятницу вокруг плащаницы. Впоследствии сарабанда стала применяться во время торжественных погребений при отдании посмертных почестей усопшему - похоронный кортеж обходил вокруг стоявшего посередине церкви катафалка, преклоняя оружие и знамена. Из этого можно вывести, что Сарабанда соответствовала похоронному маршу...» (16, с. 24).
Сравнение с Сарабандой дает представление об общем движении в прелюдии; кроме того, метрические фигуры Сарабанды обусловливают фразировку мелодии. В той же работе Яворский писал: «Моторно-метрическая фигура Сарабанды была дважды трехдольна: четверть-четверть с точкой -восьмая |четверть - половинная или четверть-четверть с точкой -восьмая |четверть с точкой - восьмая -четверть, причем вторая доля склонна была или к удлинению, сливаясь с третьей долей или частично, или полностью ; или подвергалась, вместе с третьей долей, однородному расчленению.
Сарабанде свойственны начало с сильной доли фигуры и женское окончание перед цезурами» (16, с. 26). Яворский предлагал отличную от общепринятой фразировку мелодии, при которой .возгласы прерываются, как бы улетая в небо, но не заканчиваются: си-бемоль, си-бемоль-ми-бемоль-соль-бемоль, до-бемоль, ми-бемоль-ля-бемоль-до-бемоль, ре-бекар.

Фразировка позволяет, кроме того, выявить скрытый символ вызывания, выкликания, заключенный в первых аккордах прелюдии. Этот символ, ход на квинту вверх и малая секунда вверх, расшифрован в теме фуги, что подтверждает единство их содержания.

В прелюдии встречается символ искупления - в 6-м такте от конца: до-бемоль-си-бемоль-ре-бекар-ми-бемоль.

Фуга dis-moll по иному выражает идею прелюдии. Если в прелюдии горе страстно, то фуга - это внутреннее созерцание горя. Все развитие фуги носит характер медитативного погружения в идею. В экспозиции излагаются основные мысли для медитации. Это тема фуги - первая строфа протестантского хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu Dir» («Из бездны бед взываю я к Тебе»), взятая Бахом почти целиком (лишь без первого звука), а также символы: воскресения (в сжатом виде -восходящий звукоряд из 5-ти звуков), предопределения, постижения воли Господней, положения во гроб (фигура catabasis), пеленания (нисходящие и восходящие мелодические линии), крестного страдания, острой боли (фигура passus duriusculus, т. II) - то есть круг мыслей, связанных с искупительной жертвой Христа.
Яворский считал, что эта фуга гораздо лучше звучала бы в вокальном исполнении, так как голосом можно придать большую гибкость теме, выделить все ее изменения, что на рояле составляет большую трудность. Однако именно «вокальность» звучания должна быть идеалом для исполнения этой фуги.

Носина В.Б.

Обновлено 28.01.2012 15:08
 
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)  E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)

Ассоциативный образ цикла - «Несение креста»
Прелюдия и фуга соотносятся как две створки алтаря, отображающие соответственно внешнюю сторону события и его сущность. Эпизод несения креста взят в разных аспектах, и, таким образом, происходит разделение одновременности на два момента. Это характерно для многих прелюдий и фуг. Например, в цикле C-dur I теша прелюдия рисует сцену явления Ангела Марии и Благовещения, а фуга выражает постижение воли Господней: «Да будет мне по слову Твоему»; в цикле A-dur I тома прелюдия ассоциируется с образами волхвов, а фуга передает сущность их стремлений.
В цикле fis-moll ассоциативным образом прелюдии является «волнующаяся шумливая толпа, издевающаяся над Христом», а образ фуги - несение Иисусом креста на Голгофу и его предсмертное томление. Прелюдия передаст яростное бурление толпы (фигура circulatio - вращение), ее выкрики - изломанная    острая    интервалика    восьмых    (фигура    saltus duriusculus). Скачки на сексту, септиму, дециму символизируют неверующих. А. Швейцер называет подобные темы «темой матроса» по Писанию: «Христианин, нетвердый в вере, подобен матросу, ходящему по палубе корабля во время бури». Музыкальная ткань содержит символы нисхождения (положения во гроб); в тактах 14-15 в верхнем голосе проходит символ крестной муки.
Яркой аналогией теме фуги является вступление к «Страстям по Матфею»; их поразительное сходство свидетельствует о сходстве содержания этих произведений - эпизоде шествия на Голгофу.
Тема фуги создает образ, как Христос шел, останавливаясь и падая под тяжестью креста. Она изложена ритмически неровно, с остановками, как походка человека, побуждаемого к движению насильно, идущего не по своей воле.
Тема содержит символ воскресения - трехкратное восходящее движение в пределах терции, и символ страдания - скрытый хроматизм. Этим передается мысль, что воскресение свершится после долгих мучительных страданий. Смысл темы - через муки и страдания Христос идет к смерти и воскресению. Риман характеризует ее словами «Тоска и муки» (9, с.205).
Противосложение сходно с кантатой № 156 «Я уже одной ногой в могиле» (номер 2), символизируя ожидание смерти. Подобный нисходящий символ содержится в теме фуги B-dur II тома, где Бах проставил хореические лиги, объединяющие секунды в пары.

Казелла и Бодки замечают, что падающие или поднимающиеся секунды означают у Баха выражение печали (риторическая фигура suspiratio .- вздохи) и обычно слиговываются им попарно (9, с. 207). Вероятно, такая артикуляция оправдана и в данном случае.
В конце противосложения звучит символ предопределения.
Интермедия строится на символах постижения воли Господней (восходящий тетрахорд), положения во гроб (нисходящие звукоряды, фигура catabasis), оплакивания (секундовые задержания в средних голосах).
Дважды тема проходит в обращении. Обращенный символ воскресения, направленный вниз, символизирует смерть. По нашей гипотезе, первое обращенное проведение темы р, высоком регистре (т. 20-23) может означать пророческое предсказание грядущей смерти, ее предначертанность на небесах. Второе - в низком мрачном регистре (т. 32-35) - свершение смерти на земле. Перед ним в такте 30 звучит обращенный символ страстей, означающий искупление. Так выражается идея, что Христос, спасая мир, принося ему искупление грехов, сам погибает.
Но последнее проведение темы в основном виде - направленное вверх - несет завершающий смысл воскресения через смерть: «Смертию смерть поправ». Повышенный эмоциональный тонус передастся нагнетанием патетических средств - удвоениями в сексту и дециму.
Б. Л. Яворский указывал на аналогию в тематизме и содержании этой фуги с фугами dis-moll ll тома: «Страдания Иисуса на кресте» и gis-moll I тома: «Семь слов Спасителя на кресте», особенно в противосложениях указанных фуг.
Два цикла прелюдий и фуг - es-moll и b-moll из 1 тома -также едины по содержанию. Темы этих фуг цитируют хорал «Из бездны бед взываю я к Тебе» в его первом варианте. Оба эти цикла относятся к «Страдальческому периоду», в них повествуется о страстях Христа и его смерти. Однако их ассоциативные образы отражают разные моменты события и различные психические состояния присутствующих при нем людей.

Носина В.Б.

Обновлено 28.02.2011 19:44
 
И.С.Бах.Прелюдия и фуга ля минор ХТК II т(анализ)  E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ля минор ХТК II т(анализ)

Прелюдия и фуга a moll,II том
Ассоциативный образ прелюдии -«Мытарства Христа»
После того, как Христа пленили в Гефсиманском саду, его водили к первосвященникам и старейшинам. Это отразилось в перемещениях тем прелюдии.
По словам Б. Л. Яворского, здесь переданы «мытарства, побои, образы страдания и шагов человека, ведомого издевающейся толпой (примечание: «исполнять грубо и хлестко!» II, ед. хр. 306)
Характер прелюдии раскрывается фигурами и символами, составляющими ее ткань. «Страдальческий ход» (фигура passus duriusculus) - хроматическая последовательность в пределах кварты - символизирует глубочайшую скорбь, смертельную муку. Рисунок шестнадцатых состоит из интонаций креста; он как бы обвивает скорбный ход баса, вызывая ассоциацию с погребальными пеленами, в которые оборачивали тело умершего. Этот рисунок также содержит скрытую хроматическую линию. В концах 1 и 2 тактов мотив креста изложен как символ искупления, указывающий на свершившуюся казнь во искупление грехов,
3-й такт состоит из интонаций оплакивания, причитания, перемежающихся с горестными восклицаниями (фигура exclamatio - ход на сексту вверх). Эти интонации определяют выбор артикуляции. Проставленная в редакции Б. Муджеллини артикуляция не соответствует природе этих мотивов и представляется неверной, так как она разрывает мотивные ячейки, которые не должны разъединяться.

Во второй половине прелюдии материал дан в обращении, что символизирует надежду на искупление через смертную муку.
В конце прелюдии (4-й такт от конца) музыка экспрессивно передает плачи, рыдания. В басу проходят интонации, символизирующие оплакивание - нисходящие секунды, как в кантате № 156 «Я уже одной ногой в могиле» и в противосложении фуги fis-moll I том. В верхнем голосе синкопированные мотивы содержат интонации креста: ля-соль-диез-фа-диез-соль-диез-ре-до.

Ассоциативным образом для фуги послужил рассказ о пытках, когда на Христа надели багряницу и терновый венец и били его (Матф., гл. 27, ст. 27-30).
В конспектах баховских семинаров Яворского мы читаем: «Фуга. Бичевание - образы страдания и мучений. Тема -крест и гвозди, терновый венец. Удары, свист плетей с узелками («кошки»), избиение, шумливая улюлюкающая толпа».

Тема фуги,на наш взгляд, напоминает мотив креста из "Страстей по Матфею" на слова Христа, что Он будет распят.

Тема фуги содержит три интонации креста - возможно, по числу крестов на Голгофе. Эти интонации расширены, в них есть падения на уменьшенную и большую септимы, обостряющие впечатление мучительной боли. Противосложение построено на фигурах tirata - «стрела, выстрел», символизирующих бичевание:
В середине этой яростной, «свирепой» фуги возникает двухтактовый эпизод (т. 19-20), на первый взгляд не соответствующий ее основному образу. В нем проводятся символы воскресения (партия баса) и юбиляции в двух верхних голосах. Смысл этого эпизода - грядущее воскресение, мистическое предощущение будущего.

Носина В.Б.

Обновлено 28.02.2011 19:46
 
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I том. Анализ
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)

Прелюдия и фуга cis-moll,l том
Ассоциативный образ цикла -«Моление о чаше».
В его основе - текст Евангелий: от Матфея (гл. 26, ст. 36 44); от Луки (гл. 22, ст. 40-44) - молитва Христа в Гефсиманском саду в ночь перед пленением. Текст повествует о том, как Иисус трижды молился Богу, Отцу Своему, чтобы чаша страданий миновала его, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». (Матф., гл. 26, ст. 42).
Прелюдия - скорбное ариозо, теме ее соответствует образ «воздевания рук вверх и бессильного опускания их». Ф. Бузони так характеризует прелюдию: «В благородной меланхолии этих звуков слышится  приглушенное,  лишь кое-где громче прорывающееся страдание в духе «Страстей»» (9, с. 141).
Начальный мотив темы звучит в двухголосных инвенциях Баха e-moll и f-moll, что говорит об общности содержания этих произведений - молитвенном сосредоточении. В прелюдии много нисходящих звукорядов (catabasis) - «знаков печали»; часто встречается символ предопределения (принятия своего жребия - «да будет воля Твоя») и символ постижения воли Господней.
В тактах 26 и 35-36 появляется первая тема фуги - крест, но изложенный с конца к началу. Он символизирует свершение крестной муки.
В фуге три темы.
1-я тема - один из важнейших у Баха символов - символ креста, распятия. Истоки этого мотива восходят к хоралам «Num komm, der Heiden Heiland» («Грядет язычников Спаситель»)*, «Christ, unser Herr, zum Jordan kam» («Христос, Господь наш, пришел к Иордану»)**, «Was mein Gott  will, das g' scheh allzeit» («Что мой Бог хочет, то сбудется»).

M. С. Друскин пишет об этом символе: «Высокой степени обобщенности достигла хроматизированная тема распятия как эмблема страдания, «страстей Христовых», В разных интервальных сочетаниях она встречается во множестве баховских произведений, в явном или скрытом виде... Эмблема эта состоит из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста (X). Фамилия Бах (BACH) при нотной расшифровке образует такой же рисунок, что, вероятно, не могло не поразить композитора» (4, с. 168).
* Это наблюдение принадлежит Л. Л. Кандинскому-Рыбникову. В его статье мы читаем: «Семантику этого мотива в баховской музыке обычно возводят к возгласам толпы в «Страстях»: «Распни его!» Но в нашей литературе, кажется, не отмечалось, что хорал «Num komm, der Heidcn Heiland» (средневековый латинский гимн, переведенный на немецкий язык М. Лютером для использования его в протестантском богослужении) начинается с той же попевки, символизирующей грядущие страдания Христа. Отсюда и обилие крестообразных фигур в органных прелюдиях, фантазиях и партитах на этот хорал (в том числе и в баховских), и частое использование их там, где композиторы обращались к образу Спасителя или вообще к мысли о страданиях. Напев этого хорала был, как говорится, на слуху, что облегчало понимание замысла автора* (6, с. 322-323).
**Наблюдение Р. Э. Берченко.


В разных интервальных и ритмических вариантах символ креста встречается во множестве, если не во всех сочинениях Баха.

Как символ страстей мотив креста звучит в "Страстях по Матфею" №54 и 59 "Распни его", в мессе h-moll (Kyrie eleison, Crucifixus, Agnus Dei) и других. Этот символ многозначен уже в силу сочетания нескольких интонационных слоев: острые интервалы, хроматизация, мотивы вздоха, уменьшенная кварта - несопряжение как выражение страдания.
2-я тема - "чаши страдания". На картинах старых мастеров, посвященных молению в Гефсиманском саду, нередко в правом верхнем углу изображалась золотая мерцающая чаша, как бы парящая в воздухе. Фигура circulatio (вращение) передает образ витающей чаши страданий. По справедливому замечанию Р. Берченко, это многослойный образ, заключающий в себе прощание, прощение, сострадание и вместе с тем успокоение, умиротворение. Символ чаши несет и важнейший догматический смысл - Святого Причастия.

3-я тема - символ предопределения "Да свершится воля Твоя". Этот мотив содержится во многих хоралах, на него приходятся ключевые слова текстов, выражающие принятие воли Господней ("Was mein Gott will, das g,scheh allzeit") ("Что мой Бог хочет, то сбудется"); "Christ lag in Todesbanden" ("Христос лежал в пеленах смерти"); "Es ist gewiss lich an der Zeit" ("Это непреложно в свое время")и др.

Три темы последовательно раскрывают содержание фуги: ожидание крестной муки, моление о чаше, неизбежность грядущих страданий. Главный этический смысл моления о чаше заключается в принятии предуготованного жребия, в смирении перед волей Бога. Поэтому в последнем разделе фуги (с т.94) исчезает тема чаши и настойчивым stretto проводятся 1-я и 3-я темы - креста и предопределения. Это говорит о том, что чаша страданий принята  Христом: «Да свершится страдание».

Носина В.Б.

Обновлено 20.03.2012 17:47
 
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК II том. Анализ  E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также Полифонический анализ фуг Баха

И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)

Прелюдия и фуга fis-moll,ll том. Ассоциативный образ цикла - «Тайная вечеря»
Б. Л. Яворский характеризовал прелюдию как «Скорбные размышления о предстоящем страдании (ариозо)». Предлагаемая нами аналогия основывается на анализе мотивной символики, содержащейся в прелюдии, и на хронологии Евангельских событий.
Возможно, в прелюдии отражен эпизод возлияния мира перед Тайной вечерей. Текст Евангелия от Матфея (гл. 26, ст. 6-12) говорит о том, как «к Иисусу приступила женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». На сетования учеников по поводу такой большой траты Иисус ответил: «возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению».
Прелюдия начинается символом неминуемого свершения -восходящим секстаккордом с заключающим его символом предопределения. Вместе с басовым звуком он образует восходящее минорное трезвучие с секундовым завершением. В таком виде этот мотив присутствует во вступительном хоре «Страстей по Матфею» со словами «Придите, о дочери, помогите мне оплакивать»; в прелюдиях f-moll I тома (ассоциативный образ - «Скорбящая Богоматерь»), cis-moII II тома - в линии баса (ассоциативный образ - «Христос в пустыне»), в фуге e-moll I тома - начало темы (ассоциативный образ -«Посещение Марией Елисаветы» с дополнительным пояснением Яворского - «Долина слез», через которую шла Мария); в сарабанде из Французской сюиты h-moll, в I части сонаты для скрипки и чембало h-moll и др.:(ми-соль-си-ми-ре-диез-до-диез-ре-диез, си-ре-фа-диез-си-ля-диез-си)

Такое многократное использование этого мотива заставляет предположить, что мы имеем дело с самостоятельным символом, связанным с образами сочувственной печали. Мы предлагаем определить его как «символ сострадания».
Триольные мотивы изображают как бы смывание, возлияние. В рисунок шестнадцатых вплетены мотивы креста (т. 4,5, 9-11 и далее). Символ креста проходит в среднем голосе в 5-м такте. Нисходящим ход (фигура catabasis, т. 9-10) символизирует движение к смерти, положение во гроб.

Нисходящие септимы и последнее падение мелодии на нону выражают предсмертное томление. Прелюдия заканчивается символом предопределения, говорящем о неизбежности грядущих событий.
Содержание события Тайной вечери раскрывается в фуге fis-moll ll тома в разных аспектах. Первая тема этой трехтемной фуги, по словам Б. Л. Яворского, имеет ряд аналогий с другими произведениями И. С. Баха. Так, ее начальный мотив звучит в мессе h-moll - раздел «Qui tollis peccata
mundi» («Взявший на себя грехи мира»), в кантате № 106 «Actus tragicus» («Трагическое действо») - номер 3, дуэт альта и баса «В руки Твои предаю дух Мой».

Яворский находил также сходство этой темы с хоральными прелюдиями на хорал «Aus tiefer Not» («Из бездны бед»), т. VI № 14 и «О Lamm Cottes, unschuldig» («0 агнец Божий, безвинный») т. V № 44 - здесь интонации темы звучат в мажоре. Возникает, на наш взгляд, еще одна аналогия с начальным мотивом хорала «О Боже, благостный Боже»:(ля-фа-диез-ми-ре-ля-ля-си-си, ми-ми-ля-соль-фа-дие-ми-ре).
Этот хорал звучит в оригинале также в мажоре, но для системы мышления барокко смена мажорного лада на минорный - это не противопоставление, а перемена знака с положительного на отрицательный, со светлого восприятия на темное, печальное, отягощенное скорбью.
Символ взывания, восклицания (восходящая секста) и печально поникающие интонации предопределения создают ассоциацию с горестной молитвой. Эта тема схожа с темой фуги h-moll из I тома, передающей образ распятия, страдания Иисуса на кресте; и может означать предсказание Иисуса о предательстве и своей смерти.
В противосложении проходит сжатый символ воскресения (восходящий звукоряд из 5-ти звуков), звучит также символ креста, разделенный паузами (фигура tmesis), передающими скорбные вздохи: фа-диез-соль-диез-ля-си-до-диез, ре-диез-ми, ми-ля-диез, си-диез-до-диез.

В интермедии звучат квартовые ходы - символы истовой веры, и символ предопределения (т. 15-16).
Вторая тема построена на мотиве креста в «закрытом» варианте, то есть в направлении движения сверху вниз с активной опорой на тонике, усиленной интервалом кварты. В таком изложении мотив креста является символом свершения крестной муки: ля-соль-диез-фа-диез-ми-диез-до-диез-фа-диез).

Яворский говорил о сходстве 2-й темы фуги с темой «Den'n Toten er das Leben gab» (Через смерть он даровал жизнь») из номера 35 «Страстей по Матфею», завершающего эпизод предательства Иуды и пленения Христа.

В некоторых конспектах 2-я тема, содержащая яркий декламационный жест, трактуется как возглас учеников  «Bin ich's?» («He я ли?). А. А. Кандинский-Рыбников показал, что если рассматривать ее как состоящую из 4-х звуков без квартового хода и хроматизированного окончания, то этот нисходящий тетрахорд проходит до возвращения первой темы  12 раз - по числу учеников, из них 11 раз - «истинно» (направлено вниз) и 1 раз - «ложно» (мотив заканчивается восхождением на секунду вверх, т. 27 верхний голос), словно реплика Иуды.
Третья тема, основанная на фигуре circulatio - вращение, по мысли Яворского, символизирует чашу Причастия (Евхаристии) - таинства, установленного Христом на Тайной вечере, (Причастие - одно из основных таинств христианской церкви, в котором происходит пресуществление вина и хлеба в кровь и плоть Христову, и вкушающий их приобщается искупительной жертве Христа и очищается для новой жизни). Искупление даровано через страдания Иисуса на кресте. Поэтому чаша Причастия в духовном плане является одновременно и чашей искупления, и чашей страдания. Б. Л. Яворский приводил аналогию этой темы с хоральной прелюдией на хорал «Jesus Christus, unser Holland» («Иисус Христос, наш Спаситель») (т. VI № 31) из круга хоралов к святому Причастию, исполняемых в дни «Тайной вечери».
Тема чаши проводится в фуге 12 раз, по числу учеников Христа, также соответствуя их вопросам о предательстве: «Не я ли, Господи?» Девятое проведение темы дано Бахом в обращении и сопровождается хроматикой баса и тенора - символами страдания (такты 47-48), соответствуя вопросу Иуды Искариота. Сразу же вслед за этим проведением звучат символы предопределения и 1-я тема фуги - молитва «О Боже, благостный Боже» - как ответ Христа Иуде: «Ты сказал». Это подчеркивает особую значительность момента, являясь своего рода рубежом формы фуги перед ее заключительным разделом.
Две большие интермедии заключительною раздела построены на новом материале, в основе которого лежат символы жертвенности и положения во гроб: до-диез-фа-диез-ля-соль-диез.

Заканчивается фуга символом предопределения, принятия своего жребия.

Таким образом, прочтение символики позволяет раскрыть многоплановость содержания произведения, отражающего и внешнюю событийность, и внутренний смысл эпизода Священного Писания.

Носина В.Б.

Обновлено 16.02.2012 18:18
 
«ПерваяПредыдущая11121314СледующаяПоследняя»

Страница 13 из 14.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 820 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru