Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.

В каждой сюите форма цикла создается по своим внутренним закономерностям, однако можно выявить единые принципы их композиции.
Так, аллеманда и куранта по традиции создают устойчивое ядро сюиты, как ранее павана и гальярда. Во Французских сюитах они крепко спаяны в пару противоположностей. Их противопоставление выявляется разными способами. В сюитах d-moll и Es-dur применен принцип контрдиспозиции, когда второстепенный материал становится главным, а в сюите E-dur он же усилен инверсией мотивов.

В сюите h-moll тематизм аллеманды зеркально изложен в куранте. В курантах Es-dur и G-dur происходит «выпрямление» поступенно-затрудненного движения аллеманды стремительным, напряженным пробегом мелодических линий. «Мелодическая кривая» становится «мелодической прямой». Куранта c-moll представляет сжатую концентрацию интонационного рисунка аллеманды: ее круговое вращение противостоит линеарности аллеманды.
По другую сторону сарабанды - оси симметрии - возникают парные группы вставных танцев и жиги. Их назначение может быть различным в зависимости от контекста.
В сюитах d-moll и c-moll вставные танцы носят интермедийный характер, выполняя функцию «рассеивания». Этим подчеркивается итоговая роль жиги как энергетической кульминации.
В сюите h-moll подобную релаксационную функцию выполняет менуэт с трио. Вслед за ним возникает блок англеза и кельтской жиги. Англез возвращает основной мотивный тезис, а в жиге он излагается в инверсии каждого интервала.

Происходит переосмысление первоначального образа на его противоположность. Но зеркальное отражение не есть противоречие, а выявление оборотной стороны по существу одного и того же явления. Поэтому сопоставление англеза и жиги воспринимается как двойное утверждение основного тезиса.
Парность гавота и арии сюиты Es-dur выполняет функцию подготовки материала жиги, тематические связи которой с аллемандой и курантой очень отдаленные. В гавоте появляются контуры рисунка аллеманды в обращении, причем сделан акцент на интервал кварты с опеванием, что служит предвосхищением темы жиги. В издании под редакцией Э. Петри гавот и ария разделены менуэтом. Это, по-видимому, ошибка. Гавот и ария в этой сюите образуют слитную пару, скрепленную традиционным принципом варьирования части путем ритмического дробления длительностей.*
Структура цикла G-dur представляет собой три парных образования: аллеманду-куранту, гавот-бурре, лур-жигу, Осью служит сарабанда как сильный энергетический центр, подчеркнутый патетическим пунктирным ритмом с большим внутренним напряжением, как бы натяжением силовых линий.
В этой сюите двукратная парность гавота-бурре и лура-жиги выявляет и развивает основную мотивную идею цикла -трезвучие G-dur.
В аллеманде содержится сопоставление линеарности и гармонических «узлов» - аккордики. В куранте разрабатывается линеарность «спрямленного» типа, при котором постепенность развертывания мелодии, присущая аллсеманде, с изгибами и частыми отходами от основной линии мелодического рисунка, сменяется стремительным разлетом прямых гаммообразных пассажей. При этом тождество характерных мотивов подтверждает принципиальное единство музыкального материала аллеманды и куранты.

*В издании Баховского общества 1895 года и в указателе произведений Баха В. Шмидера менуэт не стоит в основном цикле, а приводится как позднее добавление, аналогично прелюдии и нюрому га йогу этой сюиты и редак¬ции Э. Петри. Менуэт может быть включен в сюиту, по, в соответствии со структурной логикой цикла, либо после гавота и арии, либо перед ними, как делает Г. Гульд. В последнем случае образуется дополнительная пара сарабанды и менуэта, связанных между собой некоторой общностью мелодического рисунка.
В сарабанде начинает проступать гармонически-аккордовая основа. Если в аллеманде гармония служит средством объединения мелодических линий и их фактурного обогащения, то в сарабанде сама мелодика трезвучна, гармония является ее структурой.
Это выявление основной звучащей идеи - трезвучия - можно уподобить «вычленению дифференциала» сюиты.*
Последующие пары частей посвящены разработке дифференциала, рассмотрению его в разных аспектах: в гавоте представлена вертикаль; бурре посвящено линейному развитию дифференциала в противоположных направлениях. Заключительная пара частей - лур и жига - с наибольшей ясностью и полнотой разрабатывают трезвучие. Они противопоставлены по направлениям движения и по его характеру, взаимодополняя друг друга зеркально-контрастной парой, как англез и жига сюиты h-moll. При этом в луре происходит постепенное развитие сферы трезвучия путем последовательного присоединения голосов, а в жиге - путем наложения, суммирования.
Жига, построенная по типу двухчастной фуги Фробергера, дает идеальную возможность сочетания движений, их сравнения в последовательности или одновременности, являясь, таким образом, итогом развития и свободным, смелым овладением звукового пространства.
В сюите E-dur существует сложный блок из четырех танцев; в его центре находится пара из менуэта-полонеза (как он назван в списке Гербера) и бурре, в которых разрабатывается основное тематическое зерно аллеманды. Они обрамлены гавотом и менуэтом, в которых главенствует собирание интервалики по вертикали. Это создает дополнительный центр,
*Дифференциал - основное понятие математической теории дифференциального исчисления, - бесконечно малая часть, из суммы которых слагается непрерывность.

посвященный утверждению первоначального мотивного материала.
Отсюда напрашивается вывод о некоторой близости распорядка сюит риторической согласованности разделов формы: аллеманда является изложением «темы речи» (propositio), куранта играет роль возражения (confutatio), жига служит заключением (peroratio). Более свободно трактуются сарабанды и вставные танцы, которые могут выполнять роль утверждения главной мысли (confirmatio) или же риторического отступления (diqressio).
Взгляд на сюиту как совершенную музыкальную форму, достигающую художественного равновесия и контраста, изложен в словаре Дж. Грова, причем в этом усматривается основная идея сюиты, объясняющая возможность длительного ее существования как жанра. Но такой взгляд ставит на первое место результат процесса, а не его причину, являясь по существу формальным.

Носина В.Б.

Обновлено 01.03.2011 11:21
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 510 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru