Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Приглашаем взрослых и детей на наши увлекательные занятия по иностранным языкам!

Английский язык

Немецкий язык

Ярославль

ООО "ЕВРОВЭЛЬТ"

Телефоны:

8-(4852)-93-68-71

8-(4852)-37-04-27

Подробнее...

Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, сквозное развитие в ладово-интонационной сфере, рефрен  E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
5. СКВОЗНОЕ РАЗВИТИЕ В ЛАДОВО-ИНТОНАЦИОННОЙ СФЕРЕ**
Сквозное развитие проявляется особенно ярко в ладово-интонационной сфере, изучение которой требует специального рассмотрения в определенном порядке — от анализа ладово-интонационного строения и развития в пределах каждой из трех групп пьес к анализу связей их между собой.
** Термин «интонация» понимается в данной статье не только как определенная технологическая единица, мелодико-линеарная ячейка, но и как мелодическое построение, разбираемое со стороны его внутреннего смысла, его выразительности.
А. Ладово-интонационное строение и развитие рефрена и его проведений
Для рефрена характерна чистая диатоничность, опора на трихордные попевки русского характера.
Тематическое зерно «Прогулки» (первый двутакт, «запев») по структуре — простая симметрия (abba), каждый элемент которой — трихордная интонация в пределах чистой мажорной диатоники.

Опора на квинту звукоряда придает мелодии русский национальный характер, а ее ладу — черты миксолидийности.
В следующем варьированном проведении зерна ("хоровой подхват»)  эта скрытая миксолидийская настройка благодаря отклонению в конце построения в тональность доминанты становится более явной**  

Изложение и варьированное повторение тематического зерна образует первую периодичность (первый четырехтакт). Следующий четырехтакт — мелодически варьированное повторение первого — приводит в конце к тональному сдвигу в сторону двойной субдоминанты — в As-dur (как миксолидийское выражение Des-dur).
Вследствие сдвига период, образующийся из разобранной нами пары периодичностей, оказывается малоустойчивым тематическим ядром высшего порядка (то есть основанным на изложении и развитии собственного тематического ядра), непосредственно влекущим к дальнейшему тематическому развертыванию.
Ладовое содержание звуков, составляющих любую интонацию, и ее мелодические контуры теснейшим образом связаны между собой. Так, например, мелодический рисунок в условиях пентатоники по самой природе этого лада значительно отличается от мелодического рисунка, основанного на сильно хроматизированном миноре или мажоре. Поэтому и возникает необходимость рассмотрения ладово-интона-ционной сферы как единого целого. При этом следует учитывать выразительную роль ритма — этого неотъемлемого органического элемента любой интонации.

** Указанные черты миксолидийности лишь оттеняют натуральный мажор пьесы.

Собственно развивающая часть «Прогулки» заключает в себе ряд тональных сдвигов. Но в пределах каждой из захватываемых тональностей ладовое содержание того или иного варианта тематического зерна диатонично (если не считать хроматических прохо¬дящих звуков в девятом от конца такте).
Перед репризой устанавливается ясная ладотональность — миксолидийский F-dur, приводящий к заключению — репризе «Прогулки».
В итоге симметричное по структуре, диатоническое по ладовой природе и трихордное по интонационному облику тематическое зерно в своем развитии образует волну: отход от начальной тональности B-dur (но без отхода от внутренней диатоничности в пределах ионийского и миксолидийского мажора) — возврат к ней.
Ко всему сказанному выше следует добавить спокойное, равномерное ритмическое движение при свободно сменяющемся размере.
Диатоническая основа «Прогулки» не нарушается ни во втором проведении рефрена, где яснее обрисовываются миксолидийские тенденции первого проведения, принимающие здесь форму явного миксолидийского Es-dur, ни в третьем, где происходит «борьба» между ионийским H-dur и миксолидийским Fis-dur.
Четвертое проведение рефрена в соответствии с его «лиризацией» написано в гармоническом d-moll, что хотя, конечно, несколько отличает его от чистой диатоники предыдущих проведений рефрена, но ни в коем случае не уничтожает ее благодаря исторически сложившемуся восприятию гармонического минора как своего рода узаконенного варианта диатоники. Пятое проведение рефрена сходно с первым.
Таким образом, пять проведений «собственно» рефрена воссоздают в более широком плане его тонально-гармоническую «волну»: от B-dur через Es миксолидийский, H-dur и d-moll обратно к B-dur — от чистой диатоники натурального мажора к ее вариантному усложнению — и обратно к чистой диатонике.
Шестое проведение — пьеса «С мертвыми на мертвом языке», сочетающая, как об этом было сказано выше, черты рефрена и пьесы-картины,— заключает в себе новый этап осложнений диатоники.
В нижнем пласте фактуры — усложнение гармонического минора. Верхний же пласт пронизан хроматичностью.
Седьмое (условное) проведение рефрена — финальная пьеса «Богатырские ворота» — полное утверждение диатоники.
Итак, ладово-интонационная «атмосфера» самого рефрена во всех его проведениях — это опора на трихордные попевки, натуральная диатоника* Она является тем общим фоном, на котором происходит развитие иных контрастирующих ладово-
* Этой  ладово-интонационной   атмосфере  соответствует  устойчивый  темп,  спо¬койное ритмическое движение.
интонационных    явлений,   связанных    с    пьесами-картинами,    одна из которых — разобранная пьеса «С мертвыми».

В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 19:13
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 253 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2017 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru