Рейтинг@Mail.ru
Дебюсси Клод E-mail
Музыкальная литература - Биографические сведения о композиторах

Дебюсси Клод Ашиль

Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль (22.8.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа, ‒ 25.3.1918, Париж), французский композитор. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории (1872‒84), где занимался у А. Ф. Мармонтеля (класс фортепиано), Э. Гиро (класс композиции). В 1881 и 1882 посетил Россию. По окончании консерватории получил Римскую премию (за кантату «Блудный сын»), в 1885‒86 как стипендиат жил в Риме. В 1887 вернулся в Париж, сблизился с кружком поэтов и художников ‒ представителей символизма и импрессионизма, возглавляемым С. Малларме. Д. выступал как пианист и дирижёр с исполнением собственых произведений, а также как музыкальный критик (с 1901). В последние годы жизни много концертировал (в 1913 ‒ в Петербурге и Москве).Д. основоположник музыкального импрессионизма. В его музыке проявились изысканность и часто затуманенность образов, присущие импрессионизму; искусство Д. культивирует созерцательные настроения. Вместе с тем произведения Д. отмечены поэтичностью, изяществом стиля. Композитор отразил в своей музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Д. обновил средства музыкальной выразительности, обогатил звуковую оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистскую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов, но в то же время известной расплывчатостью, стушёванностью контуров. В гармонии Д. стремится к «мерцанию» красок, используя в колористическом плане натуральные лады, пентатонику, элементы политональности и атональности.
Творческие тенденции Д. были восприняты и развиты композиторами многих стран. Д. принадлежат произведения разных жанров, но основное место в его творчестве занимает программная инструментальная музыка. Среди сочинений Д. ‒ опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка, 1902, Париж); балеты «Игры» (1912), «Камма» (1912), «Ящик с игрушками» (1913); мистерия «Мученичество святого Себастьяна» (слова Г. Д'Аннунцио, 1911); поэма для голоса с оркестром «Дева-избранница» (слова Г. Россетти, 1888); для симфонического оркестра ‒ «Прелюдия к послеполудню фавна» (по эклоге С. Малларме, 1892‒94), триптих «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены» 1897‒99), 3 эскиза «Море» (1903‒05), сюита «Иберия» (1908); многочисленные произведения для фортепиано, в том числе «Эстампы» (1903), «Остров радости» (1904), 24 прелюдии (2 тетради, 1910‒13), 12 этюдов (2 тетради, 1915); инструментальные ансамбли; свыше 50 песен (романсов) и др.Соч.: Monsieur Croche, antidilettante, 8 éd., P., 1926; Статьи. Рецензии. Беседы, М. ‒ Л., 1964.
Лит.: Альшванг А., Клод Дебюсси, М. ‒ Л., 1935; его же, Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, в его кн.: Избр. соч., М., 1963; Алексеев А., Французская фортепьянная музыка конца XIX ‒ начала XX века, М., 1961; Крейн Ю., Симфонические произведения Клода Дебюсси, М., 1962; Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963; Мартынов И., Клод Дебюсси, М., 1964; Кремлёв Ю., Клод Дебюсси, М., 1965; Vallas L., Claude Debussy et son temps, P., [1958]; Tienot Y. et d'Estrade-Guerra O., Debussy. L'homme, son oeuvre, son milieu, P., 1962; Barraqué J., Debussy, P., 1967.
Ю. А. Кремлёв.

 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 387 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru