Рейтинг@Mail.ru
Верстовский Алексей Николаевич E-mail
Музыкальная литература - Биографические сведения о композиторах

Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, - 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорских московских театров. В 1848-60 управляющий конторой Дирекции императорских московских театров. В. способствовал повышению художественного уровня спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров, оркестровых музыкантов.В творчестве композитора центральное место занимают музыкально-сценические произведения. В. - один из основоположников жанра русской оперы-водевиля; он написал более 30 опер-водевилей, в том числе «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 181.9), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827). Работа В. над водевилями подготовила его оперное творчество. В созданных композитором 6 операх - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и др. - народное русское начало сочетается с романтизированной театр фантастикой. Лучшая из опер В. - «Аскольдова могила» (1835) благодаря яркости музыкально-сценических образов, доходчивости музыки, построенной на бытовом романсово-песенном материале, завоевала огромную популярность. Эта опера - значительное явление русской музыки 1-й половины 19 в. В творчестве В. высокого развития достиг жанр русской вокальной баллады. Лучшие из его баллад - «Чёрная шаль» (слова А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (слова В. А. Жуковского) и др. - отличаются яркой театральностью (исполнялись на сцене в виде театрализованных представлений в сопровождении оркестра).В. принадлежит статья «Отрывки из истории драматической музыки», напечатанная в «Драматическом альбоме для любителей театра и музыки» (1826, изд. В. совместно с А. И. Писаревым). В. издал также два «Музыкальных альбома» (на 1827, на 1828).Лит.: Серов А. Н., А. Н. Верстовский и его значение для русского искусства, в его кн.; Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Финдейзен Н., А. Н. Верстовский, «Ежегодник императорских театров». Сезон 1896-1897 гг., прилож. 2, СПБ, 1898 (имеется отд. оттиск); Асафьев Б., Композитор из плеяды славяно-российских бардов: Алексей Николаевич Верстовский, «Советская музыка», 1946, № 8-9; Левашова О., А. Н. Верстовский. (К 150-летию со дня рождения), там же, 1949, №6; Доброхотов Б., А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество, М. - Л., 1949.Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 846 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2017 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru