Аренский Антон Степанович (1861-1906)
Русский композитор, пианист, дирижер, педагог.
Родился в Новгороде. Первоначальное музыкальное образование получил в семье (отец-врач играл на виолончели, мать была пианисткой). Далее продолжил занятия музыкой в Петербурге в одной из частных музыкальных школ, затем - в консерватории, которую закончил с золотой медалью в 1882 году по классу композиции Римского-Корсакова. Далее более десяти лет работал в Московской консерватории - преподавал теоретические предметы, позже - композицию. Создал учебники по гармонии и по музыкальной форме.Учениками Аренского были Рахманинов, Скрябин, Корещенко, Конюс, Глиэр.Здесь же, в Москве,завязал дружбу с Чайковским и Танеевым. Выступал в качестве дирижера с симфоническим оркестром и в концертах Русского хорового общества,которым руководил. В середине 90-х годов Аренский снова переезжает в Петербург, получив назначение управляющим Певческой капеллой, а также ведет преподавательскую работу в Петербургской консерватории. Много выступает в качестве дирижера и пианиста, в начале 900-х годов совершает несколько поездок по России и за границу.
Испытал сильное влияние творчества Чайковского. Написал оперы "Сон на Волге", "Рафаэль", "Наль и Дамаянти", балет "Египетская ночь", 2 симфонии, ряд других сочинений для оркестра (фортепианный концерт,Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром), струнные квартеты, фортепианные трио, сюиты для двух фортепиано в четыре руки, мелодекламации с сопровождением оркестра или фортепиано, романсы, фортепианные миниатюры.
Его произведения, будучи при жизни популярными и часто исполняемыми, получив самую высокую оценку современниками композитора, после его смерти постепенно стали меньше исполняться и забываться. В настоящее время исполняется лишь очень небольшое их число. Среди них - Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, Первое фортепианное трио ре минор, романсы "Разбитая ваза" (слова Апухтина), "Осень" (слова Фета), "Не зажигай огня" (слова Ратгауза), "В полусне" (слова Мунштейна), "Сад весь в цвету" (слова Фета). Они привлекают слушателя своей непосредственностью,эмоциональной теплотой, мелодической выразительностью, законченностью формы.
Фортепианные произведения Аренского оказали влияние на формирование стиля его крупнейших учеников - Рахманинова и Скрябина. Безусловной заслугой композитора является создание в русской музыке жанра сюиты для двух фортепиано.
Гамаюн
|