Рейтинг@Mail.ru
Моцарт Mozart Реквием Requiem E-mail
Музыкальная литература - Разбор музыкальных произведений

Реквием — католическая заупокойная месса. Основой традиционного ее названия издавна служат первые слова латинского текста: "Requiem aetemam
dona eis, Domine", — "Вечный покой даруй им, Господи".

Реквием Вольфганга Амадея Моцарта — одно из самых исполняемых сочинений композитора и, безусловно, наиболее популярное в мире произведение этого жанра.
Предложение сочинить реквием Моцарт получил в июле 1791 года от неизвестного лица. Как выяснилось впоследствии, граф Франц фон Вальзег цу
Штуппах—любитель музыки, игравший на флейте и виолончели, устраивавший в своем доме концерты и театральные представления — заказал композитору
(возможно, не без подсказки знакомых Моцарта, знавших о его сложном материальном положении) мессу в память о своей недавно скончавшейся супруге.
Обязательным пунктом договора было сохранение заказчиком инкогнито — даже для самого композитора. Появление такого рода условий в контракте не
было в то время исключительным случаем (некоторые исследователи, впрочем, высказывают предположение о том, что об имени заказчика Моцарт мог быть осведомлен или догадываться).
До своей смерти 5 декабря 1791 года Моцарт, выполнивший с момента получения заказа несколько других значительных работ, успел написать Реквием лишь частично. Им была завершена полностью, включая инструментовку, первая часть Requiem aeternam (без Kyrie eleison). В фуге Kyrie eleison, а также в частях № 2 (Dies irae), 3 (Tuba minim), 4 (Rex tremendae), 5 (Recordare), 6 (Confutatis), 8 (Domine Jesu) и 9 (Hostias) были, в присущей Моцарту манере (он имел обыкновение фиксировать поначалу главное в партитуре, добавляя позже второстепенные голоса), выписаны вокальные партии и иногда цифрованный бас, а также намечены инструментальные мотивы во вступлениях, интермедиях и иных характерных местах. В той же манере сочинены Моцартом первые восемь тактов седьмой части (Lacrimosa): скрипки и альты в первых двух тактах и вокальные партии с цифрованным басом в тактах с 3-го по 8-й. Остальное дополнено после смерти Моцарта — по просьбе вдовы композитора — его учениками. Наибольший вклад в завершение сочинения внес Франц Ксавер Зюсмайр, сочинивший полностью части № 10 (Sanctus), 11 (Benedictus) и 12 (Agnus Dei) — последнюю от начала до вступления к Lux aetema (от этого вступления и до конца Зюсмайр положил текст Lux aetema на музыку из первой части). Также Зюсмайр дописал часть Lacrimosa и дополнил оркестровые голоса во всех частях, пользуясь наметками автора. Впоследствии были найдены наброски Моцарта, в частности к Benedictus—возможно, они тоже имелись в распоряжении Зюсмайра. В дописывании оркестровых голосов принимали участие также Йозеф Айблер (Confutatis), Максимилиан Штадлер (Domine Jesu и Hostias) и Франц Фрейштедтлер (фуга Kyrie eleison). В течение всего XX века продолжалось уточнение — с использованием графологических экспертиз—данных о ходе работы над Реквиемом.
Датировка первых исполнений Реквиема Моцарта также небесспорна. Наиболее распространены следующие сведения: завершенные фрагменты Реквиема (с дополнениями Фрейштедт-лера), возможно, были исполнены вскоре после смерти автора (называется дата 10 декабря 1791 года) в составе поминальной мессы по Моцарту; есть упоминания об исполнениях в Мюнхене и в Праге — также вскоре после смерти композитора; в качестве премьерного называется исполнение Реквиема в бенефисном концерте в пользу вдовы Моцарта, состоявшемся через полтора года после его смерти в Вене, в "Зале Яна" (Jahnische Saale)1; в качестве сочинения графа Вальзега Реквием был исполнен в цистерцианской церкви города Винер-Нойштадт 14 декабря 1793 года.
Вдова композитора передала копию завершенной Зюсмайром партитуры издательству "Брейткопф и Хертель", которое впервые напечатало ее в 1800 году.


1 Зал был открыт придворным ресторатором Игнацем Яном (Jahn, Ignaz) в 1790 году. 4 марта 1791 года Моцарт выступал в нем как пианист — последний раз в жизни.

Requiems have the same canonic Latin text beginning with the words
"Requiem aetemam dona eis, Domine" — "Give them the eternal rest. Oh,
God".
The Requiem by Wolfgang Amadeus Mozart is used to be heard much more often than many of his opuses. This catholic funeral mass, produced by the great Austrian
composer, has matched all the other ever existing ones by its heart-rendering music.
It came in 1791, when the anonimous customer visited Mozart. It occurred to be the Count Franz von Walsegg zu Stuppach, known by his passion to music and
different parties, even theatrical ones. Cello and flute were the count's favourite instruments. However, there was the circumstance, that led Stuppach to the famous
composer. It was the deceased wife, whom the mourning spouse wanted to dedicate the Requiem to. Probably, the mysterious Count was advised to make order to
Mozart by some of the composer's friends, having learnt about Mozart's poverty. Meanwhile, the Count preferred to hide his name, and made this condition obligatory for the agreement with Mozart. Supposedly, Mozart guessed, who the stranger was.
The composer managed to fulfil only partially the anonimous order, for he got other significant works. He died on December 5, 1791. The first movement "Requiem
aeternum" (excluding "Kyrie eleison") was completed and instramentated.
The fugue "Kyrie eleison", movements Nos 2 ("Dies irae"), 3 ("Tuba mirum"), 4 ("Rex tremendae"), 5 ("Recordare"), 6 ("Confutatis"), 8 ("Domine Jesu") and 9 ("Hostias")
were accounted in general. Mozart used to concentrate upon the basical strata, such as vocal parts and figured basso, adding later surrounding parts. Besides, the
instrumental motives are indicated in introductions, interludes and other significant places. This manner is also peculiar for the beginning eight bars of the seventh
movement "Lacrimosa", i. e. violins and violas in the first two bars and vocal parts with figured basso in bars 3-8. The remained details are inserted after Mozart's death, by his disciples according to his widow's request. It was Franz Xaver SuBmayr to compose much in Requiem, i. e. the whole movements Nos 10 ("Sanctus"), 11
("Benedictus") and 12 ("Agnus Dei"), which was done up to the introduction to "Lux aeterna". The "Lux aeterna" text was set to the first movement's music from this
introduction. SuBmayr completed the Lacrimosa, adding orchestra part to all the movements, using his teacher's drafts. Subsequently Mozart's sketches were found,
particularly to the Benedictus. SuBmayr may have had them at his disposal. The orchestral parts were also finished by Joseph Aybler ("Confutatis"), Maximilian Stadler ("Domine Jesu" and "Hostias") and Franz Freistadtler (fugue "Kyrie Eleison"). During the 20th century the graphological examinations were held for to elicit the process of the Requiem's'creation.
As to the Requiem's first performances, the information about their dates differ. The following version is accepted nowadays. The completed excerpts (with Freistadtler's
additions) were represented on December 10,1791 during the commemorative mass in honour of Mozart. The renderings in Munich and Prague are also mentioned. One
and a half year after the composer's death the hall of Jahn1 witnessed the premiere, the benefit concert in favour of his widow was held. However, there was one more
queer performance, when the composition was represented as the one by the Count Walsegg zu Stuppach at the Cistercian Church in Wienner Neustadt on December
14, 1793.
Later Mozart's widow handed the score copy of Requiem completed by SuBmayr to the "Breitkopf und Hartel" publishers, where it was edited firstly in 1800.

1 The hall was opened by Ignaz Jahn in 1790. Mozart demonstrated his
piano skill on March 4, 1791. It was his last performance.

 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 461 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru