Рейтинг@Mail.ru
Период.Форма
Анализ музыки
Автор: Гамаюн   
12.07.2011 00:00

Период

ПЕРИОД (от греч. — обход, круговращение) — наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законч. муз. мысль. Нормативная продолжительность П. — 8 или 16 тактов (в зависимости от темпа, размера, жанра соч.). Характерен экспозиц. тип изложения.

П. кончается в исходной (однотональный П.) или новой (модулирующий П.) тональности.

П. может быть построен из отд. составных частей — предложений, к-рые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму.

Виды П.:

из 2 предложений (П. повторного строения — Ф. Шопен, Прелюдия A-dur);

из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);

из 4 предложений (сложный П.: повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений — Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);

не делящийся на предложения (П. единого строения — Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);

особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).

П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4,

8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).

Распространены нарушения квадратности

при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. — М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья»,
такты 18—21),

реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),

усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),

при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),

вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).

П. может усложняться чертами др. форм, в т. ч. 3-частной (1-е и 3-е предложения нормативные, 2-е неустойчивое серединное, напр, тема 2-й части 3-го фп. концерта Прокофьева).
В песенно-танц. музыке П. встречаются уже в 15—16 вв. С утверждением гомофонии  (17—18 вв.)  П. служит основанием всех более крупных форм; начиная с эпохи романтизма П. может быть и формой самостоят. произведения.

Обновлено 04.05.2012 14:50
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 469 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru