Рейтинг@Mail.ru

Полифония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Приглашаем взрослых и детей на наши увлекательные занятия по иностранным языкам!

Английский язык

Немецкий язык

Ярославль

ООО "ЕВРОВЭЛЬТ"

Телефоны:

8-(4852)-93-68-71

8-(4852)-37-04-27

Подробнее...

И.С.Бах ХТК II том Фуга ре минор E-mail
Полифония
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

И.С.Бах ХТК II том Фуга ре минор

Фуга d-moll И принадлежит к числу однотональных фуг и, как это типично для такого рода произведений, в ней ведущим принципом формообразования является вариационность.
Строение фуги опирается на взаимодействие двух приблизительно равносильных по своему значению структурных принципов:   неравнодлительная двухчастность (9 тактов— 18 тактов), обусловленная расчленяющим действием полного совершенного каданса в десятом такте, и подразделение на две равнодлительные масштабные фазы, обусловленное закономерностями двухчастно-вариационной формы (13 тактов—14 тактов).

После темы и ответа появляется интермедия (такт 5), построенная на обращении ядра темы.

Далее следует последнее (третье) экспозиционное проведение, в момент окончания которого возникает относительно новая мелодическая ячейка, вытекающая из заключительного оборота удержанного противосложения как его имитация, которая наподобие миниатюрной "второй темы" экспонируется во всех голосах, образуя вторую интермедию фуги.
Упомянутая новая мелодическая ячейка исполняет также и роль миниатюрной «побочной партии»   в композиционном плане первой масштабной фазы, имеющей весьма своеобразно претворенные черты   маленькой   сонаты без разработки. Действительно, тональный план второй интермедии явственно направлен в сторону    F-dur и,    по достижении    этой тональности, утверждает ее в относительно устойчивой форме (см. ход баса, гармонические функции,    интонации верхнего голоса), хотя и на   весьма   непродолжительном   временном промежутке.  Короткая и решительная    модуляция   (такт 9) возвращает главную тональность, а вместе с ней  (в момент полного совершенного каданса) и «главную партию», т. е. основой тематический материал фуги.  Начинается    «реприза» упомянутой маленькой сонаты без разработки. Ее «главная партия»   (такты  10—11), насыщенная  разработочными приемами развития (о которых говорилось выше), представляет собой сжатый вариант экспозиции.

«Побочная партия репризы» также сокращена и полностью изложена в d-moll (такты 12—13).
Рассмотрим теперь строение второй масштабной фазы, которая начинается с четырнадцатого такта. Она представляет собой вариацию (или расширенный вариант) экспозиции с последующим заключительным построением.
Сравнивая вторую масштабную фазу с экспозицией фуги, мы замечаем следующее:
1) Теме и ответу соответствует начальная тонико-доминантовая стретта (такты 14—15), сопровождаемая мелодией удержанного противосложения в басу.
2) Первой интермедии, основанной на обращении начального элемента темы, соответствует стретта, построенная на обращении целой (точнее, почти целой) темы (такты 17—18).
3) Третьему проведению темы в экспозиции (такты 6— 7) соответствует средний раздел у второй масштабной фазы, начинающийся подобно стретте (g-moll), но вскоре перерастающий в новую интермедию (такты 18—21). Появление этого построения влечет за собой расширение вариации.
4) Второй интермедии (такты 8—9) соответствует двухтактовое построение, повторяющее в трех голосах «побочную» мелодическую ячейку (такты 21—23) на основном и субдоминантовом уровнях главной тональности.
5) Фугу завершает короткое, но тем не менее имеющее черты синтезирующих код, заключительное построение. Начинаясь как повторение в двойном контрапункте  (см. начало тактов 25 и 10), оно сейчас же, со вступлением сопрано, делается лохожим на звучащее в g-moll начало следующего раздела (являющегося единственным, кроме коды, случаем октавной имитации в фуге), затем, со вступления удержанного противосложения в басу, напоминает построение первое (такты 14—15) и, одновременно, экспозиционные проведения с удержанным противосложением.
Основные разделы формы могут быть охарактеризованы следующим образом:
Экспозиция (9 тактов). Тонально-устойчивое разработочнос построение (4 такта), начинающееся и завершающееся в главной тональности, но использующее весьма интенсивные средства развития — вычленения, дробление, кульминационное нагнетание. Предвестник заключительного раздела (четыре с половиной такта), начинающийся в d-moll и заканчивающийся в g-moll,— это расширенный вариант начального пятитакта фуги. Интермедия-разработка (шесть с половиной тактов), использующая средства интенсивного развития тематического материала и включающая неполный вариант темы от звука до-диез в момент кульминации. Заключительное построение (3 такта).
Отметим, что линию развития, направленную на нагнетание и начавшуюся в тонально-устойчивом отделе разработки, продолжает не непосредственно следующий за ней раздел, а интермедия-разработка. Что же касается предвестника заключения, то он связан со спадом звуковысотной и динамической волны и несет на себе явные черты репризности (возобновление удержанного противосложения, регистровых уровней первых двух проведений темы и др,).
Таким образом,  фуга  (d-moll) заключает в себе явно выраженные признаки старинной двухчастной формы с элементами сонатности.

А. Чугаев

Обновлено 28.04.2011 10:09
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 638 гостей онлайн
Баннер
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2017 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru