Рейтинг@Mail.ru
Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор- сокращенный вид анализа E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также    Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор - основной вид анализа
Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор-неполный вид анализа и заключение по трем его видам
Лист. Утешение Ре-бемоль мажор №3 (целостный анализ)

Гармония романтической музыки

Формы музыкальных произведений Листа

Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор ("Un sospiro") сокращенный вид анализа

Анализ данного произведения будет представлен в нескольких вариантах, основанных на тех или иных трансформациях метода целостного анализа.
1. Сокращенный вид— анализ крупным планом, «макроанализ». Его основа, с одной стороны, — слуховой отбор самых существенных моментов; живое слушание музыки содействует предварительному отбору главных явлений. С другой стороны — обзорное рассмотрекие нотной записи как бы «с расстояния».
2. Основной вид анализа — общестилистическая и слуховая дедукция. Историко-музыкальные предпосылки дают возможность подойти к произведению не «вслепую», а с определенной направленностью на главные стилистические проблемы. Таким образом, и без детально сплошного анализа появляется возможность уловить черты, характерные для данного творческого направления и для данной композиторской индивидуальности. И здесь особо активную золь играет непосредственное восприятие; но, в отличие от макроанализа, оно может учитывать не только самые крупные, но и любые явления.
3. Неполный вид — анализ по ведущим элементам музыкального языка. Удельный вес тех или иных компонентов в произведениях различных стилей и жанров не одинаков (например, особое значение полифонии у Танеева, гармонии у Дебюсси и Скрябина, ритма у Стравинского и т. д.). Поэтому есть возможность, не делая всестороннего анализа, устремить внимание на типичные для данной области компоненты и показать индивидуальное претворение общих закономерностей стиля в анализируемом произведении.
Смысл сопоставления всех этих вариантов заключается в том, чтобы показать, что в подходе к произведению не должно быть шаблонов, что достаточно определенное представление о нем можно получить различными путями. Далее, можно показать, что различны могут быть и масштабы анализа и степень затрачиваемого труда. Наконец, мы покажем возможность обойтись без «потактного анализа».
Объясним причину выбора именно данного произведения. Сравнение различных методов легче провести на примере произведения не очень крупного масштаба. Произведение это находится «на слуху», а потому те или иные наблюдения особенно легко связать с музыкой. И наконец, оно представляет благодарный по обилию разнообразного аналитического материала объект.

Макроанализ или «обзорный анализ».

Можно ли рассчитывать хотя бы на частичное раскрытие содержания в единстве формы, если мы откажемся от подробного разбора выразительных средств? Эта задача безусловно разрешима: большие образные соотношения доступны охвату и без углубления в детали, и такой анализ будет достаточно объективен, ибо не только музыкальные образы можно воспринять крупным планом, но и средства их воплощения; самые важные художественные приемы либо даются тоже крупным планом, либо заметны с большой очевидностью. Поэтому анализ может быть и кратким, но вместе с тем — затрагивающим самое основное.
Итак, рассмотрим данные крупного плана:
1. Волнообразность фактуры и мелодии, а также динамических оттенков.
2. Трансформация мелодии (от волны к «прямой линии), связанное с этим изменение характера темы.

3. Переливы тонально-гармонических красок.
4. Фактурное обновление репризы. Ее сжатие.
5. Впечатления изобразительности.
6. Значительность коды и отражение середины в ней. Глубина экспрессии, новая нотка лиризма; новое в гармонии.
7. Резюмирующее заключение — эпилог.
Выводы, которые позволяет сделать «макроанализ» (без дальнейшего углубления и детализации):
1. Большое значение характера изложения, самой «обстановки звучания» для облика произведения, для разнообразия его частей.
2. Проявление листовского  принципа    трансформации даже в произведении скромного масштаба.
3. Колоризм и экспрессия гармонии.
4. Элемент живописности.
5. Значительный диапазон экспрессии: только вторая часть из середины и отражающая ее часть коды обнаруживают близкое poдство выразительности; остальное же — первая часть, середина, реприза, кода — все они отмечены собственным отпечатком.
6. Не исключено, что при макроанализе будет замечено тематическое соответствие середины и коды при тональном их различии, это позволит говорить об элементе сонатности.
Все сказанное представляет не столь уж малый материал. Он, например, вполне достаточен для общего курса анализа в училище, тем более — для популярной лекции. Напомним о том, что аналогичная задача краткого и общедоступного анализа ставилась и на примере прелюдии C-dur Шопена.
В.А. Цуккерман

Обновлено 28.02.2011 12:00
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 367 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru