Рейтинг@Mail.ru
Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Сложная 3-х частная форма
Анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также

Шостакович. Восьмая симфония (анализ общей концепции и III части)
Шостакович Прелюдия op.87 До мажор (гармонический анализ)
Шостакович Симфония №5 Moderato, побочная партия (анализ)
Шостакович Симфония №7,I часть,"эпизод нашествия" (гармонический анализ)
Шостакович. Прелюдия Ре мажор op.34 №5 (ноты)
Гармония Шостаковича
Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Сложная 3-х частная форма
Шостакович. Симфония №8, третья часть Allegro non troppo (1943). Сложная 3-х частная форма.

Шостакович. Квинтет op.57, Прелюдия (1940). Анализ музыкальной формы образец

Сложная трехчастность в XX веке

Контраст величавого, волевого начала (крайние части) и камерного, склонного к лиризму (средняя часть), лежит в основе Прелюдии. Неоклассическая первая часть Lento может быть рассмотрена в качестве развивающей двухчастности с первым разделом pesante и вторым — espressivo. Средняя часть Росо piu mosso почти вдвое превышает Lento, и в ней чувствуется простор, выражаемый широким мелодическим развитием (с ощутимым народно-песенным влиянием) и пространственностью фактуры. Она трехчастна; середина ее (7) наиболее певуча, утонченна и далека от бахо-генделевской монументальности начальной части77; реприза средней части сильно переработана. Путь к общей репризе необычен: она еще не наступила, но несколькими тактами ранее музыка

77 «Мелодия первой скрипки, точно парящая в небесной высоте песня жаворонка [...], а фортепиано, тоже с широко раскинутой фактурой [...], образует фон, как бы колыхаемое ветром бескрайнее поле» (Б о б р о в с к и й. В. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. М., 1961, с. 65).
типа pesante уже возвращается (12), притом с большой силой (и с предвосхищением темы фуги); драматургия опережает конструкцию. Можно считать, что здесь находится кульминация Прелюдии.

С точки зрения формы это — своеобразный предикт к репризе, составляющий с ней одно целое и не уступающий ей по значительности. Сама же реприза (14) подверглась сильной динамизации и (после нескольких, довольно точно воспроизводящих тему тактов) переработке.
Свободное развитие сказывается на двух уровнях: внутри тем и в форме целого; в темах господствует постоянное обновление, то же и в репризах. Трехчастность среднего раздела при отсутствии таковой в крайних разделах несколько сближает форму с концентрической.

В. Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы.

Обновлено 18.02.2012 19:46
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 338 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru