Рейтинг@Mail.ru
Прокофьев. "Война и мир", 2-я картина, полонез ("Бал у екатерининского вельможи", (1946). Сложная 3-х частная форма
Анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также

Формы музыкальных произведений Прокофьева
Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")1 (Целостный анализ)
Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")2 (Целостный анализ)
Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")3 (Целостный анализ)
Прокофьев "Монтекки и Капулети" (из балета "Ромео и Джульетта")4 (Целостный анализ)
Гармония Прокофьева
Прокофьев. Соната для фортепиано №2, скерцо (1912). Сложная 3-х частная форма
Прокофьев. "Война и мир", 2-я картина, полонез ("Бал у екатерининского вельможи"), (1946). Сложная 3-х частная форма
Прокофьев. Симфония №5, Allegro marcato. скерцо (1944). Сложная 3-х частная форма.

Прокофьев. "Война и мир", 2-я картина, полонез ("Бал у екатерининского вельможи", (1946). Анализ музыкальной формы образец

Сложная трехчастность в XX веке

Здесь перед нами крупный оперный эпизод, включающий кроме шествия74 также хоровую кантату. Соответственно вся форма оказывается очень пространной — вдвойне сложной. Изложение темы с серединой и репризой составляет простую трехчастность и приводит к трио низшего уровня («малому трио», As-dur). Но за репризой следует упомянутый хор (A-dur, три куплета), втрое превышающий по размерам трио As-dur. Это —трио высшего уровня («большое трио»). После речитативной связки полонез возобновляется, но в сильно урезанном виде — не хватает всей начальной трехчастности, нет и завершающего проведения главной темы75. Таким образом, вместо возможных для вдвойне сложной формы восьми проведений этой темы дано лишь четыре: ее нет в конце «малой сложной формы», а кроме большой «лакуны» в начале генеральной репризы устранена и концовка. Смысл таких серьезных урезок понятен ввиду и без того внушительных размеров целого. Для нас особый интерес представляет непосредственный пе-

74 Характер торжественного шествия подчеркнут метрической вольностью — четырехдольностью, гармонирующей с остротой и звонкостью музыки. Отступления от метрических требований жанра не раз позволял себе Чайковский, что коснулось и полонеза (разработка в первой части концерта для скрипки).

75 Полонез обрывается известием о прибытии царя.

реход от «большого трио» к «малому», что — mutatis mutandis — аналогично переходу среднего эпизода обычных сложных трехчастностей в середину репризы (см. с. 27—28). Здесь нет никаких бурных вторжений, и указанный переход оправдан тем, что Прокофьев «экономит» главную тему (она звучала уже трижды) и ставит ее ближе к окончанию полонеза; можно также предположить, что композитор хотел смягчить большую цезуру, сменив певучий хор кантиленным «малым трио».
Образец этот показывает, что даже в условиях непрерывности оперного действия и внедрения разного рода связок и речитативных фрагментов форма может носить составной характер.76

76 Другой пример - 2-я сцена 3-го акта "Мейстерзингеров", где песня Вальтера играет роль трио.

Обновлено 18.02.2012 19:44
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 386 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru