См. также Гармонические стили композиторов
Решение задачи. Гармонизация баса
Способ решения.
1. Определяем тональность задачи - это Ля мажор.
2. Строим аккорды, которые уже прошли в курсе Гармонии Абызовой. Это Главные трезвучия в мелодических положениях примы, терции и квинты и в широком и тесном расположении. Ставим обозначения к аккордам.
3. В задаче 8 тактов. Первое предложение заканчивается в 4-м такте половинной каденцией на доминанте, а второе предложение заканчивается в 8-м такте полной совершенной каденцией на тонике (в мелодии должна быть нота ля). Подпишем все функции под линией баса.
4. Тема задачи - гармонизация баса. Мелодия баса 1-го и 5-го тактов неодинакова. Следовательно, и в сопрано не нужно повторов в началах предложений - получается квадратный период неповторного строения. При гармонизации баса нужно умение сочинять мелодию, что сложнее гармонизации мелодии. При сочинении мелодии можно руководствоваться общим правилом - чередовать движение вверх и вниз, скачок в одном направлении заполнять гаммообразным движением в противоположном направлении. Всё остальное - в зависимости от конкретного текста задачи.
Что в мелодии задачи будет неизменным при различных вариантах мелодии? Конечно, последняя нота. Она всегда будет "ля". Теперь посмотрим, что может быть перед ней. В басу 2 последние ноты - ми-ля - это нисходящий ход на квинту - D и T. На D гармонию вообще может быть три звука в мелодии: ми, соль-диез, си. Ми в мелодии невозможно - оно слишком далеко от ля. Си в данном случае также невозможно - получается мелодическое соединение аккордов, где три верхних голоса идут вниз, значит, бас должен идти вверх, а он идёт вниз. Остаётся использовать в мелодии только соль-диез - получается гармоническое соединение, где один голос стоит на месте, а значит бас может идти в любом направлении, что нам и нужно. Итак, во всех вариантах мелодии неизменными будут лишь 2 последние ноты.
Есть ещё несколько неизменностей общего порядка для сочинения мелодии в этой задаче. Это ход баса на квинту - при этом возможно только гармоническое соединение аккордов, значит, меньше мелодических вариантов; ход баса на октаву - при этом мелодия должна идти в направлении, противоположном октавному басовому ходу, или стоять на месте. При ходе баса от S к D возможно только мелодическое соединение аккордов с движением трёх верхних голосов вниз.
Вот три основных варианта мелодии: 1) начать мелодию с "ля"; 2) начать мелодию с "до-диез" 3) начать мелодию с "ми".
1) Вариант от "ля" дан в решении задачи. 2) Попробуем сочинить вариант от "до-диез": до-диез - ми - ми - фа-диез/ ми - ми - ми/ ми - фа-диез - ре / си - ми/ ми-ми-ми-до-диез/ ля-ре/ си-соль-диез/ ля// Его недостатки: слишком много повторяющейся ноты "ми", мелодия неразвита. 3) Попробуем вариант от "ми": ми-соль-диез-ля-ля/ соль-диез-ля-соль-диез/ ля-ля-фа-диез/ ми-соль-диез/ ля-соль-диез-ля-до-диез/ ре-ре / си-соль-диез/ ля// Недостатки варианта: плохое начало, слишком много нот соль-диез и ля, мелодия неразвита.
Возможны и другие варианты, сочетающие части этих трёх. Попробуйте сочинить другие варианты и найти в них либо достоинства, либо недостатки.
|