См. также Гармонические стили композиторов
Решение задачи. Голосоведение. Скачки терцовых тонов
Способ решения.
1. Определяем тональность задачи - это Ля-бемоль мажор.
2. Строим аккорды, которые уже прошли в курсе Гармонии Абызовой. Это Главные трезвучия в мелодических положениях примы, терции и квинты и в широком и тесном расположении. Ставим обозначения к аккордам.
3. В задаче 9 тактов. Можно подозревать здесь форму периода неквадратного строения (4+5). 1-й и 5-й такт начинаются неодинаково. Следовательно, это период неповторного строения, неквадратный (4+5). 4-й такт заканчивается нотой си-бемоль, входящей в тонику (или в доминантовое трезвучие), здесь есть ритмическая остановка - значит, это каденция, а 9-й такт заканчивается нотой ля-бемоль - тоникой - второй каденцией.
4. Тема задачи - скачки терцовых тонов. Это второй приём для смены расположения с тесного на широкое или наоборот (Первый приём для смены расположения - перемещение аккорда). Следовательно, нужно искать скачки от терции тонического трезвучия к терции субдоминантового трезвучия или наоборот (до-фа, фа-до) и скачки от терции тонического трезвучия к терции доминантового трезвучия или наоборот (до-соль, соль-до). Причём скачки терций возможны и в сопрано, и в теноре. Скачки терций в теноре, как правило, выручают в том случае, когда нет другого выхода для соединения частей задачи в разных расположениях. Как по мелодии определить, где возможны такие скачки в теноре? Возьмём учебник Е.Н. Абызовой и посмотрим на пример 95. Он дан в До мажоре. Транспонируем его в Ля-бемоль мажор и выявим мелодические отрезки - получается ми-бемоль - ре-бемоль, ре-бемоль - ми-бемоль, ми-бемоль - ми-бемоль, ля-бемоль - ля-бемоль, ля-бемоль - си-бемоль, си-бемоль-ля-бемоль.
До-фа в нисходящем движении есть в 1-м такте мелодии, это скачок от терции тоники к терции субдоминанты, причём верхняя нота гармонизуется широким расположением, а нижняя нота - тесным. Отрезков мелодии для скачков терций в теноре 3 штуки - ля-бемоль-си-бемоль из 5 в 6 такт, ми-бемоль-ми-бемоль в 6 такте, си-бемоль-ля-бемоль- в 8 такте, в самом конце задачи. Можно было бы сделать их все. Но не будем менять расположение намеренно, без особой надобности, тем более что ход на квинту (или даже кварту) в средних голосах нежелателен. Воспользуемся скачком терций лишь в месте, где без него никак не обойтись - это переход с 5 на 6 такт.
5. Что касается решения всей задачи - здесь нужно помнить материал предыдущих тем - логику мажора, автентические, плагальные и полные обороты, соединение трезвучий кварто-квинтового и секундового соотношений - мелодическое и гармоническое соединения, перемещение аккорда.
|