См. также Гармонические стили композиторов
Решение задачи. Гармоническое строение периода. Каденции.
Кадансовый квартсекстаккорд. Доминантсептаккорд а заключительной каденции.
Способ решения.
1.Мелодии задач под номером 131 разнообразны по строению. Здесь есть и классические квадратные периоды из 8 тактов (пять мелодий), и периоды из 12 тактов - 3 предложения (две мелодии), периоды неквадратного строения из 9 тактов с расширением второго предложения (одна мелодия) или с дополнением (одна мелодия).
Как же самим определить строение периода, то есть его каденции? Нужно 1) сосчитать количество тактов; 2) по количеству тактов предположить строение периода и его каденции (места окончания предложений); 3) прочитать про виды каденций, кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд в заключительной каденции в учебнике Е.Н. Абызовой на стр. 60-68, просмотреть приведённые примеры каденций. 4) проиграть или пропеть мелодию, найти в местах предполагаемых каденций мелодические отрезки, подходящие для этого.
Следует учитывать, что и в первой, и в последующих каденциях кадансовый может быть и его может не быть, первое предложение может заканчиваться нотами, входящими и в тонику, и в доминанту, и в субдоминанту; доминантсептаккорд допустим и необходим только в заключительной каденции (по крайней мере, в задачах этого учебника).
Мелодия задачи 131 №03 состоит из 8 тактов. Предположим, что это квадратный период 4т.+4т. Тогда первая каденция должна быть в 4-м такте, причём первое предложение может заканчиваться нотами, входящими и в тонику, и в доминанту, и в субдоминанту.
Во втором предложении тоника должна быть на первой доле 8-го такта, в 7-м такте прямо перед тоникой должен быть доминантсептаккорд, а перед доминантсептаккордом возможен кадансовый. Вопрос - на каких долях такта возможен кадансовый, на каких долях такта - доминантсептакккорд?
Кадансовый должен всегда стоять на сильной или относительно сильной доле, после него - доминантсептаккорд. В размере 2/4 на первой доле - кадансовый, на второй - доминантсептаккорд, либо на первой и на второй - доминантсептаккорд с перемещением, либо на первой доле доминанта, на второй - доминантсептаккорд. В размере 3/4 на первой и второй долях кадансовый (может быть с перемещением), на третьей - доминантсептаккорд либо на первой кадансовый, на второй доминанта, на третьей - доминантсептаккорд. либо на первой и второй доминанта, на третьей-доминантсептаккорд. В размере 4/4 На первой и второй - кадансовый с перемещением, на третьей и четвёртой - доминантсептаккорд с перемещением На первой, второй и третьей - кадансовый с перемещением, на четвёртой - доминантсептаккорд. кадансовый на третью долю, доминантсептаккорд - на четвёртую. В размере 6/8 - много вариантов, но кадансовый должен стоять на сильной или относительно сильной доле такта (на первой восьмой или на третьей восьмой).
Что же здесь? Тональность задачи Ми-бемоль мажор. Размер сложный (4/4). В 4-м такте (первое предложение) ноты соль и фа половинные; соль входит в тоническую гармонию, фа-в доминантовую гармонию. Вывод - здесь будет кадансовый и доминанта. Во втором предложении тоника на первой доле 8-го такта - ми-бемоль. В 7-м такте четыре ноты - ми-бемоль - си-бемоль - си-бемоль-ре, кадансовый здесь будет на первой и второй долях, доминантсептаккорд - на третьей и четвёртой.
Всё остальное решение задачи связано с предыдущими темами по гармонии.
|