Рейтинг@Mail.ru
Абызова Е.Н. Задача 157№03
Решебники по гармонии - Абызова Е.Н.
Автор: Гамаюн   
23.02.2010 18:08

См. также Гармонические стили композиторов

См. также Анализ целостный, ноты и Анализ гармонический муз. произведений

Решение задачи. Полная функциональная система.

Побочные трезвучия субдоминантовой группы.

Способ решения задачи.

Тема задачи - "Полная функциональная система. Побочные трезвучия субдоминантовой группы".
Это значит, что, кроме основного субдоминантового трезвучия, здесь нужно использовать трезвучия II и VI ступеней.
Как их использовать и где?
Во-первых, логика гармонического движения внутри субдоминантовой группы такая: от самой "слабой" VI ступени через среднюю по силе S к самой "сильной" II ступени. Что это значит? Гармоническое движение внутри субдоминантовой группы возможно только в сторону усиления , но никак не в сторону ослабления. То есть возможны последовательности VI  - S -  II, VI -  II, S - II, VI - S   и невозможны II - S - VI  или производные от этого.

На что обращать внимание, решая задачи под номером 157?
1) Повторяющиеся ноты в мелодии. Цель гармонизации повторяющихся нот - их гармоническая перекраска, созерцание переливов гармонических красок.
Ступени в мелодии I - I - I  гармонизуются как T - VI - S, в дополнении как T - S - T или T - VI - T.
Ступени в мелодии II - II  гармонизуются как II - D.
Ступени в мелодии III - III гармонизуются как  T - VI.
Ступени в мелодии IV - IV гармонизуются как S - II .
Ступени в мелодии VI - VI гармонизуются как VI - S или S - II.
2) Басы, идущие по терциям вниз.
T - VI - S,  T - VI - S - II - терцовые нисходящие шаги звучат мягко, в сочетании с повторяющимися нотами в мелодии всё внимание переключается с мелодии, с гармонической действенности, функциональности в сторону фонизма, гармонической красочности.

О задаче 157№03
Тональность задачи Соль мажор. Размер сложный (4/4). В задаче 9 тактов. Предположим, что это период неквадратного строения 4т.+ 5т. Действительно,
4-й такт состоит из нот ля - ре, входящих в доминанту (первая каденция). Каденцию второго предложения можно решить двумя способами (речь идёт о гармонизации шести последних нот: ре-фа-диез-соль-ми-до-си). Первый способ: D - D7- VI - S -S - T (то есть прерванная каденция, плавно, через S переходящая в T). Второй способ:  D - D7- T - S -S - T (то есть полная совершенная каденция  с дополнением).

Выделим повторяющиеся ноты в 1-м, 3-м, 6-м тактах. Это VI - VI (здесь гармонизуются как S - II), IV - IV (гармонизуются как S - II), III - III (гармонизуются
как  T - VI). Задачи почти всегда начинаются с тонической гармонии, здесь это именно так. Начальные ноты си-ми в мелодии - это скачки терцовых тонов T и S. Всё остальное в задаче - на предыдущие темы по гармонии.

Обновлено 26.01.2012 17:44
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 378 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru