Рейтинг@Mail.ru
Ф.Шопен. Прелюдия Ля мажор, op.28 №7. Музыкальная литература. Разбор E-mail
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
23.12.2010 00:00

Шопен. Прелюдия Ля мажор, op.28 №7. Музыкальная литература. Разбор

В жанре прелюдии, как в фокусе, сосредоточиваются признаки импровизационного музыкального высказывания. Функция прелюдийности -  вступительная, наведение эмоционального состояния с помощью определенного вида движения. Для прелюдии характерны фактурно-фигурационный тематизм,  единый интонационный материал, дополняющиеся еще одним характерным признаком—эскизностью, недосказанностью (в силу того, что прелюдия—вступление к чему-то). В романтических и более поздних прелюдиях эскизность трактуется более широко, как повышенное «тяготение к контексту» (по терминологии В. Медушевского), влекущее за собой известную традицию сочинения циклов прелюдий. Романтические и постромантические прелюдии составляют, конечно, новую разновидность жанра (по сравнению с барочными (баховскими) прелюдиями). Уже у Шопена трактовка прелюдии как самостоятельной лирической миниатюры вступает в противоречие с изначальным качеством - быть вступлением к чему-то. На смену сдержанным или возвышенным аффектам приходят бурные или интимно-нежные излияния, возникает стремление запечатлеть яркий образ (в более тесном смысле), а поэтому тематизм прелюдии становится концентрированным, впитывающим элементы иных жанров: у Шопена—марша, мазурки, хорала, оперной кантилены. В подавляющем большинстве случаев они строятся  на едином интонационном материале и выражают одно настроение. Эскизность подтверждается в поздних прелюдиях афористичностью, преобладающей у большинства авторов, а иногда и прямой недосказанностью. Время от времени напоминает о себе и собственно прелюдирование. Так, Шопен обрамляет свой цикл прелюдиями С dur и cis moll, тонко воссоздающими процесс импровизации. Он же пользуется принципом чередования кантиленных или образно-характерных пьес с собственно прелюдийными, никогда не давая подряд больше двух прелюдий иножанрового профиля.

Шопеном написано 25 прелюдий - 24 прелюдии op.28 и еще одна op.45.

Прелюдии op.28 создавались с 1836 по 1839 годы в Париже. В 1838 году Шопен знакомится с известной французской писательницей Жорж Санд (Авророй Дюдеван). Ее личность и ее круг знакомых (она была одним из умнейших людей своего времени, другом Бальзака, Гейне, Делакруа, Мюссе, наставницей, можно сказать, духовной матерью Густава Флобера, воспитанного на ее письмах и уважавшего ее безмерно)  - творческих, мыслящих людей Парижа, современный  мир высказываемых ими идей - все это вызвало большой интеллектуальный и духовный рост Шопена. Все "вершинные" произведения Шопена были созданы между 1838 и 1847 годами, охватывающими время близости между Шопеном и Жорж Санд.

В прелюдии Ля мажор сразу обращают на себя внимание ее мажорный лад, начальная лирическая секста, размер и ритм мазурки, подчеркивание ступеней, характерных для мажорного лада - высоких III и VI. Прелюдия находится между минорными прелюдиями в цикле (№6 - си минор- "Погребальный звон" и №8 - фа-диез минор - "Отчаяние"), поэтому ее свет, тепло и душевный покой выступают еще ярче на таком "фоне".

Ученики Ф. Шопена В. фон Ленц и госпожа Калержи в своих воспоминаниях указывают на авторское программное истолкование этой пьесы, называя ее "Польская танцовщица". А. Корто дает прелюдии следующую "программу" : "Восхитительные воспоминания, подобно благоуханию, возникают в памяти". М. Юдина называет прелюдию "Свет души".

Мазурочные фразы перемежаются паузами - это не сам танец, а лишь всплывающие в памяти его моменты, воспоминания о далекой любимой Родине - Польше, на землю которой Шопену больше не суждено ступить. Гармония первого такта - доминанта с секстой - излюбленный аккорд Шопена.

Каждая фраза прелюдии заканчивается троекратным повтором какого-либо аккорда - возникает эффект эха, придающий музыке характер грёзы, задумчивости.

Прелюдия имеет форму периода из 2-х предложений повторного строения с кульминацией во втором предложении.

Обновлено 17.02.2013 17:11
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 374 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru