Рейтинг@Mail.ru
Простая 3-х частная форма
Анализ музыки
Автор: Гамаюн   
12.07.2011 00:00

Простая 3-х частная форма

Простой 3-х частной называется форма со схемой ABA, где первая часть - период, а остальные не содержат более сложных структур.

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ — муз. формы из 2 или 3 частей (возможны повторения), каждая из к-рых не сложнее периода.

Возникли в песенной и танц. музыке в 13 в. (другое назв. — песенные формы). Широко распространены поныне типы гомофонных П. ф., выработанные композиторами венской классической школы.

Используются в вок. и инстр. музыке как формы самостоят. произв., формы изложения темы, а также частей более крупных и сложных форм.

П. ф. различают по количеству частей на 2- и 3-частные, по виду 2-й части — на развивающие и контрастные; возможны вступление и кода. 1-я часть П. ф. — всегда период (обычно нормативный квадратный).

3-частная П. ф., как правило, имеет середину развивающего типа, для к-рой характерны тонально-гармонич. неустойчивость и мотивное развитие (1-я часть скерцо 3-й фп. сонаты Бетховена). Контрастная середина на новой теме бывает устойчивой (период в пьесе «Патер Лоренцо» из фп. цикла «Ромео и Джульетта» Прокофьева) и неустойчивой (предложение, развитие и предыкт в «Отзвуках театра» Шумана); наличие контраста роднит 3-частную П. ф. со сложной. 3-я часть 3-частных П. ф. за редким исключением представляет собой ясно выделенную репризу (часто изменённую).

Многие формы, которые в равной мере можно отнести и к 3-частной и к 2-частной репризной П. ф., принято называть простыми репризными формами (1-я часть Andante 15-й фп. сонаты Бетховена).

3-частная П. ф. имеет неск. разновидностей:
трёхпятичастная, образующаяся от повторения середины и репризы, иногда с незначит, изменениями (Муз. момент h-moll Рахманинова) ;
двойная трёхчастная — подобная трёхпятичастной, но с гармонич. и структурными изменениями, сближающими форму с рондообразной (3-й ноктюрн Листа);
3-частная форма с тональной репризой (Ариозо Онегина из оперы «Евгений Онегин»).

В 3-частных П. ф. возникают черты сонатности при транспозиции в репризе дополнения к модулирующему начальному периоду (трио 3-й части симфонии g-moll K.-V. 550 Моцарта) или при транспонированном воспроизведении в коде материала середины (А. Н. Скрябин, поэма для фп. ор. 32 № 1).

Обновлено 12.07.2011 16:58
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 359 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru