Рондо
РОНДО- (итал. rondo, франц. rondeau, от rond — круг), —
1) муз. форма, в к-рой неоднократные (3 и более) проведения гл. темы — рефрена — чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Песенно-танц. происхождение Р. сказывается в относит. простоте муз. материала и жанровости тематизма.
Старинное, или куплетное, Р. франц. клавесинистов многочастно (напр., в «Пассакалье» Куперена 17 частей) и малоконтрастно. Рефрен в форме периода проводится без изменений в осн. тональности; эпизоды (couplet) — развивающие или контрастные по тематизму — в родств. тональностях («Жнецы» Куперена). Старинное Р. используется в инстр. миниатюрах, в частях сюит (Гавот из партиты E-dur для скр. соло Баха) .
В классическом Р. частей меньше (5—7), они крупнее и контрастнее. Форма объединяется иногда сквозным развитием: рефрен (период или простые формы) при повторении может варьироваться, между частями возможны связки с элементами мотивной разработки (Рондо a-moll Моцарта, K.-V. 511). Классич. Р. используется в финале сонатно-симф. цикла (реже — в медленной части), в инстр. пьесах, вок. музыке (в т. ч. в романсах, оперных номерах).
В Р. 19 в. контраст между рефреном и крупными, замкнутыми эпизодами усиливается, вплоть до различия темпа и жанра, что сближает Р. с контрастно-составной формой (Интродукция из оперы «Руслан и Людмила»).
В 19—20 вв. встречается проведение рефрена в неосновной тональности (песня «Болтунья» Прокофьева), отсутствие его последнего проведения (романс «Свадьба» Даргомыжского), следование двух эпизодов подряд («Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева).
Р. близки т. н. рондообразные формы— сложная 3-частная с 2 трио, двойная 3-частная, 3—5-частная.
2) В систематике гомофонных муз. форм, данной А. Б. Маркс Р. — наименование группы из 5 важнейших форм (наряду с песней и сонатной формой).
3) Рондо — муз.-поэтич. форма из 2 разных муз. построений, повторяемых в определ. порядке с одинаковым и разным текстом. Распространена в одногол. и многогол. песнях (в т. ч. с инстр. солр.) Адама де ла Аля, Г. де Машо, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа и др. .
|