Вариации
ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА, вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — муз. форма, состоящая из темы и её неск. (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций).
Тема может быть оригинальной или заимствованной (напр., у Л. Бетховена Вариации для фп. на тему Диабелли), в 17—18 вв. — часто в жанре арии, танца и др. Наиб. типичные качества темы: песенный характер; форма — период или простая двух-, реже трёхчастная; экономность гармонии и фактуры, к-рые обогащаются в процессе вариац. развития. В музыке 20 в. встречаются нетрадиц. темы — отдельные аккорд, интервал, звук.
Специфич. качества В. ф. — тематич. единство и целостность и вместе с тем замкнутость частей и относит. статичность.
Типы вариаций (классификация по разл. признакам): 1)по степени отхода от темы — строгие (сохраняются тональность, гармонич. план и форма) и свободные (широкий диапазон изменений, в т. ч. гармонии, формы, жанрового облика и т. д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием);
2)по методам варьирования — орнаментальные (или фигурационные), жанрово-характерные и др.
3)В. ф. могут быть остинатные (тема повторяется без изменений в одном голосе) и неостинатные,
4)по количеству тем — однотемные и двойные (тройные).
B.ф. зародилась в нар. музыке и широко используется в ней (напр., у рожечников, балалаечников, гармонистов и др.).
В проф. музыке разных эпох распространены определ. В. ф.:
в старинной музыке — на basso ostinato,
у венских классиков - с преобладанием строгих фигурац. вариаций (классическая В. ф., напр., Л. Бетховен, соната As-dur, ор. 26 для фп., 1-я часть),
в 19 в. — свободных жанрово-характерных («Симф. этюды» Шумана), вариации с удержанной мелодией («глинкинские»),
в 20 в. — модификации всех названных.
При фигурац. варьировании в каждой из вариаций используется единый орнаментальный рисунок; возможна смена ладового наклонения при сохранении тоники. Среди приёмов варьирования: арпеджирование, гаммообразное движение, смена регистров, диминуция (орнаментальные мелодические ходы мелкими длительностями, часто импровизируемые, дробящие нотированные долгие тоны), смещение мелодич. и гармонич. опор на иные метрич. доли. В остинатных В. ф. варьирование косвенное, посредством обновления свободных голосов.
Цельность классич. В. ф. достигается интонац. и тонально-гармонич. единством с темой, единой линией развития, группировкой вариаций по сходству (Бетховен, 32 вариации c-moll для фп.: 1—3, 6—7, 10—11) или контрасту, благодаря чему образуется «форма 2-го плана» (по В. В. Протопопову), напр., трёхчастная структура (Ф. Шуберт, соната a-moll op. 42 для фп., 2-я часть). Заключит, раздел часто обнаруживает черты коды, чему способствуют повторение темы (В. А. Моцарт, Вариации K.-V. 500), ускорение темпа (Бетховен, соната G-dur op. 96 для скр. и фп., 4-я часть), увеличение масштаба последней вариации (Моцарт, соната для скр. и фп. K.-V. 481, 3-я часть), привлечение формы фуги и т. п. Из проф. образцов В. ф. с 13 в. получили распространение полифонические вариации на cantus firmus, с 16 в. — пассакалья, чакона. Фигурац. варьирование связано с развитием европ. инструментализма (в т. ч. диференсиас, глосы, дубль, орг. партита). В В. ф. пишутся самостоят., крупные соч. (напр., «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова), части циклов (чаще медленные, напр., С. С. Прокофьев, 3-й концерт для фп. с орк., 2-я часть), разделы крупной формы (напр., Бетховен, 7-я симф., 2-я часть; Д. Д. Шостакович, 7-я симф., 1-я часть), арии, хоры, песни.
Вариационность как общий принцип обновлённого повторения встречается во всех видах муз. форм («рассредоточенные» вариации в рондо: Бетховен, соната G-dur op. 79 для В. фп., 3-я часть) и в любых построениях — репризе, начальном периоде, фразе, мотиве.
A.К. Лядов. Вариации на тему М. И. Глинки для фортепьяно. Вариации I и II — фигурационные строгие, III и IV — жанрово-характерные свободные.
|