Рейтинг@Mail.ru
Сонатная форма
Анализ музыки
Автор: Гамаюн   
12.07.2011 00:00

Сонатная форма

Сонатная форма (классическая)  - репризная форма, основанная на драматургическом контрасте главной и побочной партий, на тональном противопоставлении главной и побочной партий в экспозиции (побочная как правило в тональности доминантовой группы) и их тональном объединении или сближении в репризе; для сонатной формы характерны разработочность во всех партиях и разделах, метод производности в тематическом процессе.

СОНАТНАЯ ФОРМА — форма музыкальная, основанная на экспозиц. противопоставлении и репризном объединении муз. материала по к.-л. признаку (как правило, тональному и тематическому). Наиб. сложная и наряду с этим гибкая среди гомофонных форм, способная отобразить действительность в многообразии, резких образных контрастах и вместе с тем в единстве, диалектич. взаимопереходах противоречащих начал.

С. ф. закрепилась в первых частях сонатно-симф. цикла (см. Циклические формы), реже — в финалах, медленных частях и скерцо.

Состоит из трёх осн. разделов -экспозиции, разработки и репризы; возможны вступление и кода.

Сонатная экспозиция (в соч. 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. обычно повторяется) включает изложение и первонач. развитие осн. тем. Главная партия (ГП), содержащая ведущую муз. мысль — тему действенного характера в осн. тональности, даёт импульс для дальнейшего движения. Неустойчивая и текучая связующая партия (СП) образует тональный переход (см. Модуляция, Предыкт) и продолжает развитие Г П. Иногда для большего контраста СП отсутствует. Тема побочной партии (ПП) (обычно лирич. характера) излагается, как правило, в доминантовой тональности. Возможны ГП и ПП на одной теме (как правило, с нек-рыми изменениями) или несколько тем внутри ПП (напр., в 1-й части 5-й симф. Чайковского). В течении ПП всегда существует момент развития, т. н. перелома (чаще «прорыв» элементов ГП, напр, в 1-й части 2-й фп. сонаты Бетховена), требующий завершения и подытоживания экспозиции в заключит, партии (ЗП).

Сонатная разработка обычно состоит из трёх разделов: вступительного, основного (посвященного развитию материала) и переходного, подготавливающего репризу (как правило, с предыктом).

В сонатной репризе ПП транспонируется в осн. тональность, уравновешивая этим форму в целом. Иногда используется обратный порядок следования тем (ПП, ГП), образующий т. н. зеркальную репризу. В 19 в. в репризах возможны видоизменение или трансформация тем, сближение их облика или совместное проведение (что обусловлено конкретным художеств. замыслом).

Классической С. ф. предшествовала старинная С. ф. (18 в.; произошла от старинной двухчастной формы), состоящая из двух разделов. Первый — модулирующая из основной в доминантовую тональность экспозиция с малоконтрастными, структурно незамкнутыми темами и слитной побочно-заключит. партией. Второй раздел — разработочно-репризный: начинается с развития, подобного разработке (ГП в тональности окончания экспозиции), и завершается собственно репризой — транспонированной в осн. тональность ПП. Закономерности классич. форм совмещаются здесь с сохранившимся от барокко принципом развёртывания.


Существует неск. разновидностей С. ф.
В С. ф. без разработки (как правило, в медленных частях сонатно-симф. цикла и увертюрах) преобладает экспозиционность, темы контрастны, структурно замкнуты и не предполагают развития.
В С. ф. с э п и з о д о м вместо разработки как раздела излагается новая тема (б. ч. в финалах; см. также Рондо-соната).
С. ф. с двойной экспозицией (в первых частях инстр. концертов 2-й пол. 18—19 вв.) подчинена идее концертирования — сопоставлению солиста и оркестра. 1-я орк. экспозиция заканчивается в осн. тональности, 2-я экспозиция (солист с оркестром) на новых или прежних темах — в доминантовой. Специфич. черта этой формы — наличие виртуозной каденции солиста перед репризой или в её конце (ЗП, кода).
С. ф. испытала значит. историч. эволюцию. В эпоху романтизма в ней увеличилась роль экспозиционности и контрастных сопоставлений, формы тем укрупнились, ПП подчас превалирует над ГП. Индивидуализированная (в т. ч. благодаря программности) С. ф. романтиков нередко приближается к свободным и смешанным формам.

В 20 в. С. ф. сохранила большое значение и обогатилась новыми драматургическими решениями (напр., в 1-й части 7-й симф. Шостаковича резкий контраст между не гл. темами, а экспозицией и разработкой, трансформация тем в репризе до едва узнаваемого облика и
др.).

Обновлено 12.07.2011 20:03
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 439 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2020 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru