Рейтинг@Mail.ru
Шопен. Ноктюрн фа минор op.55 №1. Музыкальная литература. Разбор E-mail
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
23.12.2010 00:00

Шопен. Ноктюрн фа минор op.55 №1. Музыкальная литература. Разбор

Шопеном написано 20 ноктюрнов. Само слово "ноктюрн" означает "ночной". Этот характерный жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры, отличается своей оригинальной тематикой. Печальная поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны или разбушевавшаяся во мраке ночная гроза, смещая границы реального, преображались в окутанные таинственной дымкой видения, неотделимые от личного чувства, от охватившего художника настроения. Образы ночи в разных аспектах - изобразительных и выразительных, описательных и психологических - частое явление в поэзии (стихи А. де Мюссе, Мицкевича и Тютчева),  живописи (картины Делакруа и Коро),  музыке 19 века (ноктюрны ирландца Джона Фильда, польки Марии Шимановской, чеха Войтеха Йировеца).

Джон Фильд, ирландский выдающийся пианист и педагог, считается создателем жанра фортепианного ноктюрна (у него - 18 ноктюрнов). Он наметил основные контуры ноктюрна. У него ноктюрн - это  инструментальная песня мечтательного характера с типичной фактурой,  передающей ощущение широкого пространства, прозрачного и, благодаря мерному ритмическому колыханию, чуть вибрирующего воздуха, в котором тонут очертания различных предметов. Приглушенная динамика, служащая непременным условием звучания этой фактуры в изложении главных тем, вызывает ассоциации с настороженной ночной тишиной, когда каждый звук чутко улавливается и действует с неотразимой силой (см. ноктюрны Фильда № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11). Другие черты его ноктюрнов - небольшие размеры, один образ (часто простая 3-х частная  форма с развивающей серединой).

Здесь можно послушать ноктюрны джона фильда:

http://www.classic-online.ru/ru/production/11153

Ноктюрны Шопена отличаются еще большей объемностью и воздушностью музыкального пространства (см. ор. 9 № 1 и 2, ор. 27 № 1 и 2, ор. 32 № 1, ор. 48 № 1, ор. 55 № 1 и 2)

«Ночная музыка» должна вызывать ощущение таинственного «покрова ночи», однако это можно встретить в сравнительно немногих ноктюрнах. У Фильда здесь можно назвать № 11 Es- dur, вообще интереснейший в его наследии, у Шопена—ор. 9 b- moll, op. 27 cis- moll и ор. 48 с- moll. Подавляющее же большинство ноктюрнов окрашено преимущественно в светлые тона и ассоциируется скорее с лунной или звездной ночью.

Ноктюрн  - область созерцания, чему подчинен целый комплекс жанровой стилистики: и медленный темп, и преобладающий экспозиционный тип изложения, и обилие варьирования, и повышенная ритмическая регулярность, и разнообразные виды симметрии, уравновешивающие форму.

В ноктюрнах более, чем в других жанрах, видны жанровые связи. Черты оперной арии, речитатива, хорала, баркаролы, колыбельной, серенады, дуэта, песни, бытового романса, дуэта, гимна, марша можно найти в ноктюрнах Шопена.

Ноктюрн Шопена фа минор op.55 №1 (№15) имеет темп Andante и размер 4/4.

Основная тема ноктюрна с ее  пунктиром и чеканной четырехдольностью, содержит черты траурного марша. Словно в ночной тишине звучат шаги человека, погруженного в скорбное раздумье. В мелодии обращает на себя внимание опора на никнущий 4-х звучный мотив фа-ми-бемоль-ре-бемоль-до, видимо, имеющий значение трагической предрешенности. В аккомпанементе гармония второй низкой ступени звучит зловеще.

Во второй теме (со второй половины 16 такта) слышны настойчивые страстные вопросы и как ответы на них - никнущие 4-х звучные мотивы из первой темы, видимо, имеющие значение трагической предрешенности, невозможности что-либо изменить.

Третья тема (с такта 48, piu mosso) имеет 2 элемента. Первый, триольный, налетает как порыв ветра, ему отвечает второй элемент - аккорды хорала, звучащие в ритме похоронного марша.(пунктир и форшлаги). Словно это ветер, гуляющий между могилами.

Четвертая тема (со второй половины такта 56) начинается с щемящей интонации тритона, в ней слышится большое душевное волнение, призывы (восходящие квартовые интонации) одновременно с никнущими 4-х звучными мотивами , которые имеют все то же значение - невозможность что-либо изменить. Волнение достигает кульминации в такте 65, на гармонии квартсекстаккорда второй низкой ступени, в такте 69 - остановка на  диссонансе со звучностью доминантсептаккорда, за которой следует нисходящий пассаж из шестнадцатых, как бы теряющий жизненную энергию. Синкопы в тактах 71-72 напоминают быстрое затрудненное дыхание.

В такте 73 возвращается первая тема ноктюрна. Со второй фразы ее мелодия  растворяется в триольных арабесках, словно бы стирающих в памяти все пережитое. Неустойчивые гармонии тактов  85,86,87,88, наконец, в 89 такте разрешаются в светлый Фа-мажорный аккорд, на гармонии которого построена кода с 89 по 101 такт. Таким образом, ноктюрн заканчивается просветленной кодой. Значение ее, видимо, таково: не все еще потеряно, все еще может быть хорошо, жизнь продолжается дальше.

Форма ноктюрна - сложная 3-х частная. Средняя часть содержит темы третью и четвертую.

Обновлено 02.06.2011 06:35
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 287 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru