Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз. школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII


Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII

0. Общеупотребительные тональности (24):

ДО мажор - ЛЯ минор.

Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:

  • СОЛЬ мажор - МИ минор.
  • РЕ мажор - СИ минор.
  • ЛЯ мажор - ФА-диез минор.
  • МИ мажор - ДО-диез минор.
  • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор.
  • ФА-диез мажор - РЕ-диез минор.
  • ДО-диез мажор - ЛЯ-диез минор.

Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:

  • ФА мажор - РЕ минор.
  • СИ-бемоль мажор - СОЛЬ минор.
  • МИ-бемоль мажор - ДО минор.
  • ЛЯ-бемоль мажор - ФА минор.
  • РЕ-бемоль мажор - СИ-бемоль минор.
  • СОЛЬ-бемоль мажор - МИ-бемоль минор.
  • ДО-бемоль мажор - ЛЯ-бемоль минор.

Почему считают, что тональностей 24, а не 30? Из-за энгармонического равенства (совпадения на клавиатуре):

Энгармонически равные мажорные тональности:

  • СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
  • ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
  • ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.

Энгармонически равные минорные тональности:

  • СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
  • РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
  • ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.

30- 6=24.

1. Порядок появления диезов:

  • ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ-МИ-СИ.

2. Порядок появления бемолей:

  • СИ-МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-ДО-ФА.

3. Новый знак в диезных мажорах

В диезных мажорах новый знак появляется на VII ступени (например, в СОЛЬ мажоре ФА-диез на VII ступени, В РЕ мажоре ДО-диез на VII ступени).

4. Новый знак в бемольных мажорах

В бемольных мажорах новый знак появляется на IV ступени (например, в ФА мажоре СИ-бемоль на IV ступени, В СИ-бемоль мажоре МИ-бемоль на IV ступени).

5. Новый знак в диезных минорах

В диезных минорах новый знак появляется II ступени (на три ступени ниже, чем в диезных мажорах).

6. Новый знак в бемольных минорах

В бемольных минорах новый знак появляется на VI ступени (на три ступени выше, чем в бемольных минорах).

7. Разновидности ладов. Натуральный мажор

В натуральном мажоре высокие III, VI и VII ступени. ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО.

8. Разновидности ладов. Натуральный минор

В натуральном миноре низкие III, VI и VII ступени. ДО-РЕ-МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО.

9. Разновидности ладов. Гармонический мажор

В гармоническом мажоре (в отличие от натурального) пониженная VI ступень. ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-ДО.

10. Разновидности ладов. Гармонический минор

В гармоническом миноре (в отличие от натурального) повышенная VII ступень. ДО-РЕ-МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бекар-ДО.

11. Разновидности ладов. Мелодический мажор

В мелодическом мажоре (в отличие от натурального) пониженные VI и VII ступени. ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО.

12. Разновидности ладов. Мелодический минор

В мелодическом миноре (в отличие от натурального) повышенные VI и VII ступени. ДО-РЕ-МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бекар-СИ-бекар-ДО.

13. Интервалы. Чистая прима (ч.1)

Чистых прим на белых клавишах 7. (ДО-ДО, РЕ-РЕ и т.д.). Во всех случаях вторая нота будет повторять первую (МИ-диез-МИ-диез, МИ-бемоль-МИ-бемоль).

14. Интервалы. Малая секунда (м.2)

  • Малых секунд  на белых клавишах всего 2 (МИ-ФА, СИ-ДО).
  • Малая секунда от МИ-диез: МИ-диез-ФА-диез.
  • Малая секунда от СИ-диез: СИ-диез-ДО-диез.
  • Малая секунда от МИ-бемоль: МИ-бемоль-ФА-бемоль.
  • Малая секунда от СИ-бемоль: СИ-бемоль-ДО-бемоль.
  • Малые секунды во всех остальных случаях:
    • а) если строить от ноты без знака, то вторая будет со знаком (вверх - с бемолем: СОЛЬ-ЛЯ-бемоль, вниз - с диезом: СИ-ЛЯ-диез);
    • б) если строить от ноты со знаком, то вторая будет без знака (ФА-диез-СОЛЬ, РЕ-бемоль-ДО), либо с двойным знаком (СОЛЬ-диез-ФА-дубль-диез, РЕ-бемоль-МИ-дубль-бемоль).

15. Интервалы. Большая секунда (б.2)

  • Больших секунд на белых клавишах всего 5: ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ.

  • Если строить от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: ДО-диез-РЕ-диез, вниз: СИ-бемоль-ЛЯ-бемоль.

  • Все другие случаи больших секунд: МИ-ФА-диез, СИ-ДО-диез, МИ-бемоль-ФА, СИ-бемоль-ДО, МИ-диез-ФА-дубль-диез, СИ-диез-ДО-дубль-диез, ФА-бемоль-МИ-дубль-бемоль, ДО-бемоль-СИ-дубль-бемоль.

16. Интервалы. Чистая кварта (ч.4)

Чистых кварт  на белых клавишах 6: ДО-ФА, РЕ-СОЛЬ, МИ-ЛЯ, СОЛЬ-ДО, ЛЯ-РЕ,СИ-МИ.

17. Интервалы. Чистая квинта (ч.5)

Чистых квинт  на белых клавишах 6: ДО-СОЛЬ, РЕ-ЛЯ, МИ-СИ, ФА-ДО, СОЛЬ-РЕ, ЛЯ-МИ.

18. Интервалы. Чистые кварты и чистые квинты (ч.4 и ч.5)

  • Чистые кварты и чистые квинты (правило как в больших секундах): Если строить от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: например, вверх ч.4 ДО-диез-ФА-диез, вниз ч.5 СИ-бемоль-МИ-бемоль.
  • Все другие случаи ч.4: ФА-СИ-бемоль, ФА-диез-СИ, ФА-бемоль-СИ-дубль-бемоль.
  • Все другие случаи ч.5: СИ-ФА-диез, СИ-бемоль-ФА, СИ-диез-ФА-дубль-диез.

19. Интервалы. Малая септима (м.7)

  • Малых септим на белых клавишах 5 (как и б.2) : РЕ-ДО, МИ-РЕ, СОЛЬ-ФА, ЛЯ-СОЛЬ, СИ-ЛЯ.
  • м.7 является обращением б.2. Это можно использовать, если требуется построить м.7. Например, построить м.7 вниз от РЕ: строим вверх б.2 - РЕ-МИ, переносим МИ вниз на октаву и получаем м.7.
  • Если строить м.7 от ноты со знаком, то вторая нота будет с таким же знаком: вверх: РЕ-диез-ДО-диез, вниз: ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль.(правило как в б.2).
  • Другие случаи малых септим: ДО-СИ-бемоль, ДО-диез-СИ, ФА-МИ-бемоль, ФА-диез-МИ.

20. Интервалы. Большая септима (б.7)

  • Больших септим на белых клавишах 2 (как и м.2): ДО-СИ, ФА-МИ.
  • б.7 является обращением м.2. Это можно использовать, если требуется построить б.7. Например, построить б.7 вверх от СОЛЬ: строим вниз м.2 - СОЛЬ-ФА-диез, переносим ФА-диез на октаву вверх и получаем б.7.
  • б.7 во всех остальных случаях:
    • а) если строить от ноты без знака, то вторая будет со знаком (вверх - с диезом: ЛЯ-СОЛЬ-диез, вниз - с бемолем: РЕ-МИ-бемоль);
    • б) если строить от ноты со знаком, то вторая будет без знака (вверх: ЛЯ-бемоль-СОЛЬ, вниз: РЕ-диез-МИ), либо с двойным знаком (вверх: СОЛЬ-диез-ФА-дубль-диез, РЕ-бемоль-МИ-дубль-бемоль).

21. Интервалы. Чистая октава (ч.8)

  • Чистых октав на белых клавишах 7 (как и чистых прим). ДО1-ДО2 и т.д.).
  • Во всех случаях вторая нота будет повторять первую через октаву (МИ-диез-МИ-диез, МИ-бемоль-МИ-бемоль).

22. Интервалы. Большая терция (б.3)

  • Больших терций на белых клавишах 3: ДО-МИ, ФА-ЛЯ, СОЛЬ-СИ.

23. Интервалы. Малая терция (м.3)

  • Малых терций на белых клавишах 4: РЕ-ФА, МИ-СОЛЬ, ЛЯ-ДО, СИ-РЕ.
  • Малая терция на полтона меньше большой. Зная, какие терции на белых клавишах большие, а какие малые, можно из больших делать малые (вверх: ДО-МИ, ДО-МИ-бемоль, вниз: МИ-ДО, МИ-ДО-диез), а из малых - большие (вверх: РЕ-ФА, РЕ-ФА-диез, вниз: ФА-РЕ, ФА-РЕ-бемоль). Если требуется, например, построить вверх м.3 от СОЛЬ-диез, вспоминаем, что СОЛЬ-СИ-большая терция, а СОЛЬ-диез-на полтона уменьшает расстояние до ноты СИ, получается малая терция, что нам и нужно.

24. Интервалы. малая секста и большая секста (м.6 и б.6)

  • Малых секст на белых клавишах 4: МИ-ДО, ЛЯ-ФА, СИ-СОЛЬ. Как видим, это обращения больших терций.
  • Больших секст на белых клавишах 4: ДО-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-РЕ, СОЛЬ-МИ. Как видим, это обращения малых терций.
  • Большая секста на полтона больше малой. Можно легко из малой сексты сделать большую (вверх: ЛЯ-ФА, ЛЯ-ФА-диез), а из большой сексты - малую (вниз ЛЯ-ДО, ЛЯ-ДО-диез).

25. Интервалы.Их разновидности

  • Примы бывают чистые и увеличенные.
  • Секунды бывают малые, большие и увеличенные.
  • Терции бывают уменьшенные, малые и большие.
  • Кварты бывают уменьшенные, чистые и увеличенные.
  • Квинты бывают уменьшенные, чистые и увеличенные.
  • Сексты бывают малые, большие и увеличенные.
  • Септимы бывают уменьшенные, малые и большие.
  • Октавы бывают уменьшенные, чистые и увеличенные.

26. Интервалы. Уменьшенные и увеличенные

  • Уменьшенный интервал на полтона меньше, чем чистый или малый.
  • Увеличенный интервал на полтона больше, чем чистый или большой.

27. Интервалы. Примеры от ноты ДО

  • Прима чистая - увеличенная: ДО-ДО, ДО-ДО-диез.
  • Секунда малая - большая - увеличенная: ДО-РЕ-бемоль, ДО-РЕ, ДО-РЕ-диез.
  • Терция уменьшенная - малая - большая: ДО-МИ-дубль-бемоль, ДО-МИ-бемоль, ДО-МИ.
  • Кварта уменьшенная - чистая - увеличенная: ДО-ФА-бемоль, ДО-ФА, ДО-ФА-диез.
  • Квинта уменьшенная - чистая - увеличенная: ДО-СОЛЬ-бемоль, ДО-СОЛЬ, ДО-СОЛЬ-диез.
  • Секста малая - большая - увеличенная: ДО-ЛЯ-бемоль, ДО-ЛЯ, ДО-ЛЯ-диез.
  • Септима уменьшенная - малая - большая: ДО-СИ-дубль-бемоль -ДО-СИ-бемоль, ДО-СИ.
  • Октава уменьшенная - чистая - увеличенная: ДО-ДО-бемоль, ДО-ДО, ДО-ДО-диез.

28. Аккорды

Название аккорда Обозначение Интервальный состав
Мажорное, или большое,   трезвучие   
Б53 б.3, ч.5 или б.3, м.3 (ДО-МИ-СОЛЬ)
Минорное, или  малое, трезвучие
М53 м.3, ч.5 или м.3, б.3 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ)
Мажорный секстаккорд
Б6 м.3, м.6 или м.3, ч.4 (ДО-МИ-бемоль-ЛЯ-бемоль)
Минорный секстаккорд М6 б.3, б.6 или б.3, ч.4 (ДО-МИ-ЛЯ)
Мажорный квартсекстаккорд Б64 ч.4, б.6 или ч.4, б.З (ДО-ФА-ЛЯ)
Минорный квартсекстаккорд М64 ч.4, м.6 или ч.4, м.З (ДО-ФА-ЛЯ-бемоль)
Доминантсептаккорд D7 б.3, ч.5, м.7 или б.3, м.3, м.3 (ДО-МИ-СОЛЬ-СИ-бемоль)
Доминантовый квинтсекстаккорд D65 м.3, ум.5, м.6 или м.3, м.3, б.2 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ-бемоль-ЛЯ-бемоль)
Доминантовый терцквартаккорд D43 м.3, ч.4, б.6 или м.3, б.2, б.3 (ДО-МИ-бемоль-ФА-ЛЯ)
Доминантовый секундаккорд D2 б.2, ув.4, б.6 или б.2, б.3, м.3 (ДО-РЕ-ФА-диез-ЛЯ)
Малый вводный септаккорд м.VII7 м.3, ум.5, м.7 или м.3, м.3, б.3 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ-бемоль-СИ-бемоль)
Уменьшенный вводный септаккорд ум.VII7 м.3, ум.5, ум.7 или м.3, м.3, м.3 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ-бемоль-СИ-дубль-бемоль)
Увеличенное трезвучие ув.53 б.3, ув.5 или б.3, б.3 (ДО-МИ-СОЛЬ-диез)
Уменьшенное трезвучие ум.53 м.3, ум.5 или м.3, м.3 (ДО-МИ-бемоль-СОЛЬ-бемоль)

29. Септаккорд II ступени

  • II7 - септаккорд, строящийся на II ступени мажора и минора. Имеет субдоминантовую функцию.
  • В натуральном ДО мажоре это РЕ-ФА-ЛЯ-ДО. Его интервальный состав: М53 + м.З, крайние звуки образуют  м.7, такой септаккорд называется по септиме малый, по трезвучию - минорный (малый минорный септаккорд).
  • В гармоническом ДО мажоре это РЕ-ФА-ЛЯ-бемоль-ДО. Его интервальный состав: ум.53+ б.3, крайние звуки образуют м.7, такой септаккорд называется по септиме малый, по трезвучию - уменьшённый (малый уменьшённый септаккорд).
  • В ЛЯ миноре нат. и гарм. это СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. Его интервальный состав: ум.53+ б.3, крайние звуки образуют м.7, такой септаккорд называется по септиме малый, по трезвучию - уменьшённый (малый уменьшённый септаккорд).
  • Разрешается II7 в Т6 или в D43. В натуральном ДО мажоре РЕ-ФА-ЛЯ-ДО разрешается в T6 МИ-МИ-СОЛЬ-ДО либо МИ-СОЛЬ-СОЛЬ-ДО, либо МИ-СОЛЬ-ДО-ДО (в Т6 может быть удвоен либо терцовый, либо квинтовый тон, либо прима). В натуральном ДО мажоре РЕ-ФА-ЛЯ-ДО переходит в D43 РЕ-ФА-СОЛЬ-СИ.
Обновлено 23.07.2017 15:34
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 373 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru