Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Сольфеджио 3 класс (7летний срок обучения). Распределение материала по четвертям
Программы по музыкальным предметам - Программы по сольфеджио
Автор: Гамаюн   
04.01.2012 00:00

3-й КЛАСС (СЕМИЛЕТНИЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ) ПРИМЕРНОЕ   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  МАТЕРИАЛА   ПО  ЧЕТВЕРТЯМ

I четверть


Теоретические сведения
Повторение материала 2-го класса: тональности до двух знаков (мажор и три вида минора). В них: тоническое трезвучие, ступени, пройденные интервалы (б2, м2, б3, мЗ,; ч4, ч5, ч8). Ритмические длительности: целая, четверть с точкой, восьмая, четыре шестнадцатых в размерах: 2/4, 3/4, 4/4. Затакт: восьмая, две восьмых.

Сольфеджирование и пение с листа
Разучивание и пение с листа мелодий до двух знаков с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов. Например: Вебер К. Хор охотников. Косенко В. Трио. Украинская народная песня «Ой, на горе». Русская народная песня «Ой ты, утка». Чешская народная, песня «Кукушка».

Вокально-интонационные навыки.
Пение мажорных и минорных гамм, тонических трезвучий, устойчивых и неустойчивых ступеней с разрешением, пройденных интервалов на ступенях в тональностях до двух знаков. Пение двухголосных упражнений по столбице, ручным знакам, на слог, с названиями звуков.

Воспитание чувства метроритма
Осознание и воспроизведение ритмического рисунка пройденных мелодий. Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей и оборотов. Ритмический аккомпанемент (остинато) к выученным мелодиям. Ритмические диктанты.

Анализ на слух
Определение на слух и осознание в прослушанном произведении лада, характера, структуры, размера, мелодических и ритмических особенностей. Например: Григ Э. Вальс ля минор. Майкапар С. Мотылек. Кабалевский Д. Колыбельная.
Определение на слух отдельных ступеней лада, пройденных интервалов в тональности и от звука, в мелодическом и гармоническом звучании.

Музыкальный диктант
Устные диктанты. Запись мелодий в тональностях до 2-х знаков, включающих пройденные мелодические и ритмические обороты. Например: Русская народная песня «Маки». Чешские песни: «Яничек», «Аннушка». Словацкая песня «Вот и солнце». Шульгин Л. Портрет Ильича. Кирейко В. Песня.

Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение ответной фразы, варианта фразы. Импровизация и сочинение мелодий в тональностях до двух знаков с использованием ритмических длительностей: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых в размерах: 2/4, 3/4, 4/4. Импровизация на заданный ритм, на заданный текст и т. д.

II четверть

Теоретические сведения
Тональности Ля мажор и фа-диез минор. Ритмические длительности: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.

Сольфеджирование и пение с листа
Разучивание и пение с листа мелодий в Ля мажоре, фа-диез миноре с ритмическими длительностями: четыре шестнадцатых, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая с затактом. Например: русские народные песни «Аи вы, кумушки», «Я на камешке сижу», «У меня ль во садочке». Украинская песня «Веснянка». Качурбина Н. Мишка с куклой. Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Двухголосное пение в пройденных тональностях. Например: русские народные песни «В сыром бору тропина», «Как во поле пал туман» и др.

Вокально-интонационные навыки
Пение в тональностях Ля мажор и фа-диез минор гамм, тонических трезвучий, устойчивых и неустойчивых звуков с разрешениями, мелодических секвенций в ритмах: четыре шестнадцатых, две шестнадцатых*и восьмая, восьмая и две шестнадцатых, четверть с точкой и восьмая с использованием пройденных интервалов на ступенях. Двухголосное пение пройденных интервалов.

Воспитание чувства метроритма
Осознание и воспроизведение ритмического рисунка в пройденных мелодиях. Ритмические упражнения с использованием ритмических групп: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая в ранее пройденных размерах: 2/4, 3/4, 4/4/ Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям. Ритмические диктанты.

Определение на слух и осознание в прослушанном произведении его лада, характера, структуры, всех пройденных элементов музыкального языка. Например: Прокофьев С. Сказочка. Кабалевский Д. Клоуны. Чайковский П. Полька. Беркович И. Вариации на тему русской песни. Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих пройденные интервалы, разрешение неустойчивых звуков; определение пройденных интервалов, в ладу и от звука в гармоническом звучании.

Музыкальный диктант
Устные диктанты. Запись знакомых мелодий по памяти. Зак пись мелодий в Ля мажоре и фа-диез миноре, включающих пройденные мелодические и ритмические обороты в размерах: 2/4. 3/4t, 4/4. Затакты: восьмая и две восьмых, две восьмых, восьмая. Например, Шостакович Д. Шарманка. Глинка М. Полька. Гречанинов А. Колыбельная. Латвийская танцевальная мелодия. Украинская народная песня «Ой, летал соколонько».

Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение мелодических вариантов фразы,. Импровизация и сочинение мелодий на данный ритм, данный текст в тональностях Ля мажор и фа-диез минор; мелодий в характере танца, песни и т. д. Сочинение подголосков к заданной мелодии. Запись сочиненных примеров.

III четверть


Теоретические сведения
Тональности Ми-бемоль мажор и до минор. Размер 3/8. Сексты. б3 и мЗ, ч4, ч5, ч8 от звука. Обращения интервалов.

Сольфеджирование и пение с листа
Разучивание и пение с листа мелодий в Ми-бемоль мажоре и до миноре, включающих пройденные ритмические длительности. Например: Югославская песня «Четыре охотника». Украинская народная песня «Реве та стогне». Польская народная песня «Матушка моя».
Пение мелодий в размере 3/8. Например: Русская народная песня «Голова болит». Римский-Корсаков Н. Песня Левко из оперы «Майская ночь».
Пение мелодий, содержащих интонации сексты. Например: Белорусская народная песня «Бульба». Русская народнйя песня «Ах, жарко в тереме». Словацкая народная песня «Пирушка».
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Двухголосное пение в пройденных тональностях. Например: Дворжак А. Зеленейся. Словенская песня.

Вокально-интонационные навыки
Пение в тональностях Ми-бемоль мажор и до минор гамм, тонического трезвучия, устойчивых и неустойчивых звуков, с использованием пройденных'интервалов'на ступенях, мелодических секвенций с использованием пройденных ритмов. Пение прейденных интервалов от звука вверх и вниз. Двухголосное пение интервалов. Пение упражнений на обращение интервалов.

Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных ритмических оборотов в размерах: 2/4, 3/4, 4/4- Проработка размера 3/8. Продолжение работы над ритмическим аккомпанементом. Ритмическое двухголосие. Ритмические диктанты.

Анализ на слух
Определение на слух и осознание в прослушанном произведении всех пройденных элементов музыкального языка. Например: Чайковский П. Итальянская песенка. Кабалевский Д. Вроде вальва. Прокофьев С. Марш.
Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих пройденные интервалы; определение на слух пройденных интервалов в ладу, от звука в мелодическом и гармоническом звучании, изолированно и в сопоставлении.

Музыкальный диктант
Устные диктанты. Запись знакомых мелодий  по памяти.
Запись мелодий в Ми-бемоль мажоре и до миноре, включающих пройденные мелодические и ритмические обороты в размерах: 2/4,3/4, 4/4. Например: Лысенко Н. Песня. Захаров В. Слава советской державе. Стамиц И. Мелодия. Русская народная песня «Летом». Глинка М. «Ходит ветер» и др.
Запись мелодий, содержащих интонации пройденных интервалов. Например: Русская народная песня «То не ветер». Французская песня «Начало пути».

Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение мелодий в Ми-бемоль мажоре и до миноре с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов.
Импровизация и сочинение мелодий в размере 3/8.
Импровизация и сочинение мелодий, включающих пройденные интервалы, а также обращения интервалов. Запись сочиненных мелодий.
Импровизация и сочинение подголоска (или аккомпанемента) к данной или сочиненной мелодии.

IV четверть

Теоретические сведения
Обращения трезвучий. Переменный лад. Повторение пройденного материала.

Сольфеджирование и пение с листа
Разучивание и пение с листа мелодий в пройденных тональностях с движением по звукам тонического трезвучия и его обращений, а также в переменном ладу. Например: Чайковский П. Мой Лизочек. Украинские народные песни: «Не топила, не варила», «Гаем зелененьким», «Гей, вы, хлопцы».
Повторение выученных в году мелодий и транспонирование.
Двухголосное пенне в пройденных тональностях. Например: Русские народные песни «Ой, да рябинушка», «Во кузнице». Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем».

Вокально-интонационные навыки
Пение в тональностях до трех знаков (мажор и три вида минора) всех пройденных элементов. Пение упражнений в переменном ладу. Пение пройденных интервалов от звука вверх и вниз. Пение мажорных и минорных трезвучий с обращениями. Двухголосное пение пройденных интервалов. Пение трехголосных упражнений на обращения трезвучий.

Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей в размерах: 2/4, 3Д, 4А, 3/s- Продолжение работы над ритмическим аккомпанементом. Ритмические партитуры. Ритмические диктанты.

Анализ на слух
Определение на слух и осознание в прослушанном произведении всех пройденных элементов музыкального языка. Например: Соловьев-Седой В. Подмосковные вечера. Тиличеева Е. Песенка мая. Гайдн Й. Менуэт. Глинка М. Марш Черномора.
Определение на слух мелодических оборотов, содержащих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений в мажоре и миноре, трезвучий одноименных и параллельных тональностей в мелодическом и гармоническом звучании; всех ранее пройденных интервалов.

Музыкальный диктант
Устные диктанты. Запись знакомых мелодий по памяти. Запись мелодий в тональностях до трех знаков" (мажор и три вида минора) с движением по звукам тонического трезвучия и его обращений, а также в переменном ладу. Например: Парцхаладзе А. Мо* Манана. Векерлен Ж. Детская песенка. Штогаренко А. Ручеек Иванов-Радкевич Н. На полянке.

Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение мелодий в мажоре и миноре до трех знаков с движением по звукам тонического трезвучия и его обращений.
Импровизация и сочинение ответного предложения в параллельной тональности. Импровизация и сочинение мелодий в характере народной песни, танца и т. д. Запись сочиненных мелодий.
Импровизация и сочинение подголосков (или аккомпанемента) к данным или сочиненным мелодиям.
Примечание: распределение учебного материала в настоящем приложении сделано в соответствии с учебником Е. Давыдовой и С. Запорожец «Сольфеджио» для 3 класса ДМШ (М., 1976 г.) Для удобства пользования приложением раздел «Теоретические сведения», в отличие от программы, перенесен на первое место.

Обновлено 05.01.2012 18:31
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 1082 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru