ПРОГРАММА ДЛЯ ПЯТИЛЕТНЕГО СРОКА ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС
Вокально-интонационные навыки Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения •вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание точной интонации. Пение: песен-упражнений из 2-х—3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, по столбице, ручным знакам, с названием звуков — по выбору педагога) типа: Y—VI—V; III—II— I; V—IV—III; III—IV—V; II—I; VII—I; I—V—III и т. д.; гамм вверх и вниз, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков); I и III ступеней в мажоре и миноре; мажорного и минорного трезвучий от звука.
Сольфеджирование и пение с листа Пение: несложных песен с текстом, с" сопровождением и без сопровождения; выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях; песен в одноименном мажоре и миноре; простейших мелодий по нотам, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы,'повторяющиеся звуки, скачки на тонику, с названием нот и тактированием. Ритмические длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой, целая — в размерах 2/4, 3/4. Размер 4/4, целая нота. Паузы: целые, половинные, четвертные, восьмые. Затакт: четверть, две восьмые в различных сочетаниях. Паузы: целые, половинные, четвертные, восьмые. Навыки дирижирования (тактирования). Понятие «ритмическое остинато». Исполнение простых остинато: восьмые, четверти. Использование остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням в виде простукивания или исполнения на музыкальных инструментах (барабаны, бубны, треугольник, ложки и т. д.). Исполнение простейших ритмических партитур. Другие ритмические упражнения (см. 1 класс семилетнего срока обучения). Сольмизация музыкальных примеров.
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух) Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада (мажор, минор), структуры, количества фраз,.' устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов, размера, темпа, динамических оттенков; различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки; отдельных ступеней мажорного лада; мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде; сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4, 3/4, 4/4). Рекомендуемый музыкальный материал Кабалевский Д. Школьные годы. Чайковский П. Немецкая песенка. Шарманщик поет. Белорусские народные танцы «Бульба», «Янка», «Лявониха» . Польская народная песня «Кукушка». Песня «Там, вдали, за рекой». Русская народная песня «Тонкая рябина».
Музыкальный диктант Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха. Подготовительные упражнения к диктанту: запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом; устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактированием или без него небольших попевок после проигрывания); письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма. Запись: знакомых, ранее выученных мелодий, предварительно спетых с названием звуков; ритмического рисунка мелодии; мелодий в объеме 2—4 (для подвинутых групп до 8-ми) тактов в пройденных тональностях; длительности четверть, две восьмые, половинная в размерах 2/4,3/4;
Воспитание творческих навыков Допевание мелодии на нейтральный слог, с названием звуков в пройденных тональностях. . Импровизация: простейших мелодий на заданный текст; простейшего ритмического аккомпанемента на инструментах к пройденным мелодиям. Запись сочиненных мелодий.
Теоретические сведения Понятия: звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание; устойчивость и неустойчивость; тональность, тоника, тоническое трезвучие в гармоническом и мелодическом звучании; мажор и минор; аккорд; тон, полутон; строение мажорной гаммы; скрипичный и басовый ключи; ключевые знаки, диез, бемоль, транспонирование; темп, размер, тактовая черта, сильная доля, затакт; фраза, куплет (запев, припев), реприза, динамические оттенки (форте и пиано); мелодия и аккомпанемент. Понятие о высоких и низких звуках. Знакомство с клавиатурой и регистрами. Октавы. Названия звуков.. Нотный стан. Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т. д.). Цифровое обозначение ступеней. Тональности: До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор. Сопоставление одноименных мажора и минора на примере песен. Понятие параллельности тональностей (для подвинутых групп). Тональность ля минор. Ритмические длительности: четверть, две восьмых, половинная половинная с точкой, целая; их сочетания в размерах: 2/4,3/4, 4/4. Паузы: целая, четвертная, половинная, восьмая. Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в тональностях.
|