ПРОГРАММА 8 КЛАССА* *Программа 8 класса предназначена для учащихся, окончивших отделения с 7-летним сроком обучения, рекомендованных школой к поступлению в средние специальные учебные заведения, но не имеющих к моменту окончания ДМШ общего образования в объеме обязательной восьмилетней школы. Учащиеся, окончившие отделения с 5-летним сроком обучения, рекомендованные к поступлению в средние специальные учебные заведения, но не имеющие общего восьмилетнего образования, могут заниматься сольфеджио в одной групп выпускного класса.
Вокально-интонационные навыки
Пение: гамм (мажор и минор) от разных ступеней вверх и вниз; звукорядов семиступенных диатонических народных ладов с заданного звука; всех ранее пройденных интервалов, включая характерные в ладу (мажор, и минор) и от звука вверх и вниз; интервалов с энгармонической заменой звуков и разрешениями; пройденных аккордов, включая увеличенное трезвучие, септаккорд II ступени, с разрешениями в пройденных тональностях; всех пройденных аккордов, включая увеличенное трезвучие, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный септаккорд от звука с разрешениями (как септаккорды II и V ступеней); обращение септаккордов II и VII ступеней (как перемещений) в тональностях и от звука (на усмотрение педагога); интервальной последовательности двухголосно; аккордовой последовательности трехголосно.
Сольфеджирование и пение с листа
Разучивание и пение с листа: более сложных одноголосных мелодий с альтерациями, отклонениями, модуляциями; - мелодий, написанных в семиступенных диатонических народных ладах; более сложных двуголосных примеров группами и дуэтами. Пение выученных мелодий с собственным аккомпанементом по нотам. Транспонирование выученных мелодий и двухголосных примеров в различные тональности. Транспонирование с листа. Ритмические длительности и размеры — ранее пройденные. Размеры: 9/8 и 12/8.
Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров. — Размеры: 9/8, 12/8. Ритмические диктанты. Сольмизация выученных примеров и с листа.
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)
Определение на слух и осознание: стилевых и жанровых особенностей прослушанного произведения, его лада, формы (период различных типов, половинная, прерванная каденции, кульминация; простая двух- и трехчастная формы), особенности мелодии, гармонии, фактуры; функций аккордов и гармонических оборотов; более сложных мелодических оборотов, включающих интонации характерных интервалов, движения по звукам увеличенного трезвучия, септаккордов II ступени; мелодических оборотов с проходящими и вспомогательными хроматическими звуками; интервалов в ладу и от звука, а также последовательностей «интервалов типа: м 3 на III, ум 4 на III, м 3 на III, м 7 на II, б 6 на II, ум 7 на VII, м 6 на VII, м 7 на V, б 3 на I; интервалов в разных регистрах; составных интервалов (на усмотрение педагога); аккордов в ладу и от звука, а также последовательностей аккордов типа: I53-IV53-II53-VI6-V6-D7-VI53-VI53гарм.-I64 аккордов в разных регистрах; аккордов и последовательностей в широком расположении (на усмотрение педагога).
Рекомендуемый музыкальный материал Произведения русских композиторов Бородин А. Пролог к опере «Князь Игорь». Глинка М. «Не искушай» (62). Гречанинов А. Соч. 61 № 1. Прелюд Даргомыжский А. «Я Вас любил». Лядов А. соч.15 №2. Мазурка. Мусоргский М. Полонез из оперы «Борис Годунов». Чайковский П. Благословляю вас, леса. Произведения советских композиторов Баснер В. «С чего начинается Родина?». Дунаевский И. «Весна идет» из к/ф «Весна». Выходной марш из к/ф «Весна». Выходной марш из к/ф «Цирк» Кабалевский Д. Медленный вальс. Новелла. Крейн Ю. На берегу ручейка. Пахмутова А. Беловежская пуща. Прокофьев С. Колыбельная из оратории «На страже мира». . Шаинский В. Багульник. Шостакович Д. Родина слышит.
Произведения зарубежных композиторов Григ Э. Люблю тебя. Сюита «Пер Гюнт». Дебюсси К. Колыбельная слонов. Моя матушка гусыня. Шопен Ф. Вальсы: соч. 69 № 2, соч. 70 № 2. Мазурка соч. 7 № 1, соч. 7 № 3, соч. 24 № 1, соч. 60 № 2 и др. Баллада соль минор. Шуберт Ф. Серенада. Шуман Р. Май, милый май. Музыкальный диктант Запись более сложных мелодий в объеме 8—16 тактов, BKJ чающих все пройденные мелодические и ритмические обороты отклонениями, модуляциями. Запись интервальной последовательности. Запись аккордовой последовательности.
Воспитание творческих навыков
Импровизация и сочинение: мелодий в пройденных тональностях и размерах; мелодий в старинных народных ладах; мелодий различного характера, формы; мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов и аккордов; мелодий с альтерациями, отклонениями, модуляциями. Запоминание и запись сочиненных мелодий. Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения. Продолжение работы по подбору подголосков и аккомпанемента. Другие формы работы (на усмотрение педагога).
Теоретические сведения
Повторение и закрепление материала, пройденного в 7 классе, та. более сложном музыкальном материале. Понятия: простые и составные интервалы;. энгармоническая замена; широкое расположение звуков в аккорде. Тональности (все употребительные). Семиступенные диатонические народные лады. Письменные упражнения на транспонирование музыкальных отрывков различной фактуры (на усмотрение педагога). Письменные упражнения на группировку длительностей в различных размерах (на усмотрение педагога). Интервалы: все пройденные, включая характерные, в тональности и от звука. Аккорды (все пройденные, включая увеличенное трезвучие) в тональности и от звука; септаккорды II ступени в основном виде в мажоре и миноре. Понятие об обращениях септаккордов II и VII ступеней (на усмотрение педагога). Принцип построения и названия всех септаккордов (на усмотрение педагога).
|