Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Программа по сольфеджио 5 класс (7летний срок обучения)
Программы по музыкальным предметам - Программы по сольфеджио
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
5 КЛАСС

Вокально-интонационные навыки

Пение:
гамм;
отдельных ступеней, мелодических оборотов, с использованием альтерированных ступеней типа: III—IV—IV повыш.—V; III—II—
—II пониж—I и т. д. (на усмотрение педагога);
трезвучий главных ступеней с обращениями и разрешениями, уменьшенного трезвучия на VII ступени в пройденных тональностях;
ранее пройденных интервалов в тональностях и от звука, м. 7 на VII ступени, ум. 7 на VII ступени в гармоническом миноре; ув. 4 на IV и ум. 5 на VII ступени с
разрешением в одноименные тональности;
обращений мажорного  и  минорного  трезвучия  от звука;
доминантсептаккорда от звука с разрешением в одноименные тональности;
интервалов двухголосно, а также последовательностей из нескольких интервалов;
одного из голосов в двухголосных упражнениях, с проигрыванием другого голоса на фортепиано;
аккордов трехголосно, а также последовательностей из нескольких аккордов, типа:  
T53—T6—S53—D64—D6—T53;
одного из голосов аккордовой последовательности с проигрыванием всех голосов на фортепиано;
одного из голосов последовательности с проигрыванием двух других на фортепиано (для подвинутых учащихся);
четырехголосное пение доминантсептаккорда с разрешением; одноголосных секвенций (11 нот, 2 такта, размер 4/4 с ритмом четверть с точкой и 2 шестнадцатые) и т. д.
Пение двухголосных тональных секвенций (терциями, секстами) и т. д.

Пение модулирующих секвенций (с сопровождением) (на усмотрение педагога) типа: б 3 на I—ум 5 на VII—б 3 на I—ч 5 на V—ч 1 на I— Фа мажор—Соль
мажор—Ля мажор и т. д.

Сольфеджирование и пение с листа

Пение:
мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, а также элементами хроматизма и модуляциями, выученными на слух;
с листа мелодий в пройденных тональностях, с движением по звукам Д7, уменьшенного трезвучия VII ступени, включающих интонации ув. 2, ум. 7, ув. 4, ум. 5;
двухголосных примеров с элементами, альтерации и большей самостоятельностью голосов;
двухголосных примеров дуэтом;
выученных мелодий  (песен)  с собственным    аккомпанементом по нотам;       с листа канонов и других двухголосных примеров.
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности, а также мелодий с листа на секунду вверх и вниз. 
Ритмические группы: четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4,3/4,4/4, ритмические группы: 4 шестнадцатые-восьмая, восьмая-2 шестнадцатые-восьмая, восьмая с точкой-шестнадцатая-восьмая и другие сочетания длительностей в размере 6/8;
синкопы междутактовые и внутритактовые.

Воспитание чувства метроритма

Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей, а также ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах: 2/4,3/4,4/4.
Более сложные сочетания длительностей в размере 6/8.
Синкопы (внутритактовая и междутактовая).
Переменный размер (в подвинутых группах).
Продолжение работы над дирижерским жестом в размере 6/8; дирижерский жест в переменном размере (в подвинутых группах).
Ритмический аккомпанемент к мелодиям с использованием пройденных ритмов.
Двухголосные ритмические упражнения группами и индивидуально (двумя руками).
Более сложные ритмические каноны (трехголосно) и партитуры.
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных примеров и с листа. 

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)

Определение на слух и осознание:
в прослушанном произведении его характера, лада, формы (период, предложение, полная и половинная каденции), а также ритмических особенностей;
функций аккордов, отдельных гармонических оборотов (гармонический анализ прослушанного отрывка);
мелодических оборотов, включающих движение по звукам обращений трезвучий главных ступеней, уменьшенного трезвучия, а также интонаций тритонов на IV, VII ступенях, м. и ум.7 на VII ступени;
наличия простейших альтераций в мелодии (IV повыш., VI пониж. в мажоре, II пониж. и VI повыш. в миноре);
интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей из нескольких интервалов типа:
ум 7 на VII—ч 5 на I—м 3 на I—б 2 на I—ум 5 на VII—м 3 на I;

аккордов в мелодическом и гармоническом звучании, последовательностей типа:
T6—D64—T6—T53—D6—D7—T3;

интервалов от звука (тритоны и ум. 7с разрешением); обращений  мажорных  и  минорных трезвучий,  Д7,  уменьшенного трезвучия от звука.
Анализ каденций в периоде (полная, половинная).

Рекомендуемый музыкальный материал
Произведения русских композиторов
Глинка М. Жаворонок. Краковяк из оперы «Иван Сусанин».
Чайковский П.  Старинная  французская  песенка.

Произведения советских композиторов
Мясковский Н. Тревожная колыбельная .   
Кабалевский Д. Кавалерийская .
Майкапар С. Сказочка си минор.
Пахмутова А. Песня о тревожной молодости.
Свиридов Г. Колыбельная До мажор.
Стоянов В. Беззаботная песенка Хачатурян А. Восточный танец.
Чичков Ю. Наташка-первоклашка. Самая счастливая.
Шаинский  В.   Вместе  весело  шагать.   Крейсер   «Аврора».
Русская народная песня «Уж ты, поле».


Произведения зарубежных композиторов.
Бетховен Л. Тирольская песня.
Шуман Р. Веселый крестьянин. Смелый наездник.

Музыкальный диктант

Различные формы устных диктантов. Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 8— 10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты. Ритмические длительности: четверть с точкой и 2 шестнадцатые, восьмая четверть восьмая в размерах 2/4,3/4,4/4;
более   сложные сочетания длительностей в размерах 3/8, 6/8 .

Воспитание творческих навыков

Импровизация и сочинение:
ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты, II ступени, а также модулирующего периода (на усмотрение педагога);
мелодий различного характера, жанра (народная песня, пионерский марш, танец и т. д.) в трехчастной форме и форме периода;
мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов,  движением по звукам обращений трезвучий главных ступеней, уменьшенного трезвучия и Д7;
подголосков к данной или сочиненной мелодии;
мелодий в тональностях до шести знаков с использованием пройденных ритмических и мелодических оборотов.
Сочинение и запись мелодий без предварительного воспроизведения.
Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с использованием пройденных аккордов и их обращений.
Знакомство с фигурациями.
Другие формы творческой работы (см. раздел «Воспитание творческих навыков» в 3—4 классах).

Теоретические сведения

Понятия: квинтовый круг тональностей; период, предложение, каденция; органный пункт, фигурация; альтерация, хроматизм, модуляция.
Тональности мажорные и минорные до 6 знаков. Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых в размерах 2/4,3/4,4/4; ритмические группы: 4
шестнадцатые-восьмая, восьмая-2 шестнадцатые-восьмая, восьмая с точкой-шестнадцатая-восьмая и другие в размере 6/8.
Переменный размер (в подвинутых группах).
Интервалы: м. 7 на VII ступени в мажоре, ум. 7 на VII ступени в гармоническом миноре; ув. 4 на IV ступени и ум. 5 на VII ступени с разрешениями в одноименные тональности.
Обращения трезвучий главных ступеней разрешением в пройденных тональностях; уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре.
Обращения мажорного и минорного трезвучий от звука (секстаккорды, квартсекстаккорды)..
Доминантсептаккорд от звука с разрешением в одноименные тональности.
Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях;
интервалов, аккордов и их последовательностей в тональностях;
интервалов и аккордов от звука.
Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту; в другом нотном тексте;
определение по нотному тексту модуляции в параллельную тональность, в тональность доминанты, II ступени (для подвинутых учащихся).
Буквенные обозначения звуков, тональностей.

Обновлено 17.12.2011 10:58
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 394 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru