Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Программа по сольфеджио 4 класс (7летний срок обучения)
Программы по музыкальным предметам - Программы по сольфеджио
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
4 КЛАСС

Вокально-интонационные навыки

Пение:
гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов;
трезвучий главных ступеней и доминантсептаккрода в основном виде с разрешением в тональности;
ранее пройденных интервалов в тональностях и от звука;
б. 6 и м. 6 на ступенях в тональностях; м. 7 на V ступени в мажоре и гармоническом миноре;
ув. 4 на IV ступени и ум. 5 на VII ступени с разрешением в мажоре и гармоническом миноре (на усмотрение педагога);
группы интервалов в тональности одноголосно и двухголосно;
одного из голосов в двухголосных упражнениях, с проигрыванием другого голоса на фортепиано (для подвинутых учащихся);
одного из голосов трехголосной последовательности аккордов (верхний, нижний, средний) с одновременным проигрыванием всех голосов    на    фортепиано   (для подвинутых учащихся);
диатонических секвенций с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов.

Сольфеджирование и пение с листа

Пение:
мелодий с более сложными мелодическими и ритмическими оборотами, а также элементами хроматизма и модуляциями (в подвинутых группах), выученных на слух;
с листа мелодий в изученных тональностях, с движением по звукам трезвучий главных ступеней, Д7;
двухголосных канонов, а также двухголосия других типов (на усмотрение педагога);
одного из голосов выученной двухголосной песни с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано (для более подвинутых учащихся).
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Ритмические труппы: восьмая с точкой и шестнадцатая, восьмая четверть восьмая, триоль из восьмых в размерах: 2/4, 3/4,4/4;
ритмические группы: 3 восьмые, четверть восьмая, четверть с точкой в размерах 3/8,6/8. Пауза — шестнадцатая.

Воспитание чувства метроритма

Ритмические упражнения с использованием изученных размеров и длительностей: восьмая с точкой и шестнадцатая, восьмая четверть восьмая, триоль из
восьмых в размерах; 2/4,3/4,4/4;
3 восьмые, четверть восьмая, четверть с точкой в размерах 3/8,6/8. Пауза — шестнадцатая.
Укрепление техники дирижерского жеста. Два способа дирижирования на 6/8.
Продолжение работы над ритмическими канонами и ритмическим аккомпанементом (с использованием пройденных ритмов).
Двухголосные ритмические упражнения (группами и индивидуально).
Ритмические диктанты.
Сольмизация выученных и незнакомых примеров.

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)

Определение на слух и осознание:
в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, формы (повторность, вариантность), лада (включая простейшие модуляции), размера, темпа, ритмических особенностей, интервалов, аккордов;
мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий главных ступеней, доминантсептаккорда, пройденных интервалов;
ув. 4 на IV ст. и ум. 5 на VII ст. в мажоре и гармоническом миноре; пройденных интервалов в ладу и взятых изолированно;
последовательностей из нескольких интервалов, аккордов типа: ув 4 на IV м 6 на III, м 3 на III, ч 4 на II, ч 5 на I; t53—t6—S53—D7—м 3 на I;
трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре; Д7 в изученных тональностях и от звука.
Знакомство  с  функциональной  окраской  тоники,  доминанты,  субдоминанты.

Рекомендуемый музыкальный материал
Произведения русских композиторов Варламов А. Горные вершины.
Глинка М. Ночной смотр. Ты, соловушка, умолкни.
Чайковский П. Марш солдатиков. Мазурка. Мужик на гармонике играет.

Произведения советских композиторов
Александров А. Гимн Союза Советских Социалистических Республик.
Гладков Г. Песенка львенка и черепахи (из м/ф «Как львенок и черепаха пели песню».
Дунаевский И. Песня о Волге из к/ф «Волга-Волга». «Спой нам, ветер» из к/ф «Дети капитана Гранта».
Косенко В. Пионерский марш.
Тиличеева Е. Походная .
Свиридов Г. Колдун .
Соловьев-Седой В. Вечер на рейде.
Чичков Ю. Дорога мастеров. Живой уголок .
Шаинский В. Песенка Свистулькина из м/ф «Незнайка в Солнечном городе».
Грузинская народная песня «Сулико» .

Произведения зарубежных композиторов
Бетховен Л. Экоссез Соль мажор. Сурок.
Боккерини Л. Менуэт .
Верди Д. Марш из II д. оперы «Аида».
Моцарт В. Колыбельная. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро».              
Шуберт Ф. Липа .
Шуман Р. Песня итальянских моряков.
Шопен Ф. Желание.

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта. Запись знакомых мелодий по памяти.
Письменный диктант в изученных тональностях в объеме 8—10 тактов, включающий пройденные мелодические обороты, ритмические группы:
в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, ритмические группы: восьмая с точкой и шестнадцатая, восьмая четверть восьмая, триоль из восьмых;
ритмические группы: 3 восьмые, четверть восьмая, четверть с точкой в размере 6/8.
Тембровые диктанты.

Воспитание творческих навыков

Импровизация и сочинение:      
мелодических и ритмических вариантов  фразы,  предложения; ответной фразы с модуляцией в тональность доминанты   (для подвинутых учащихся);
мелодий различного характера, жанра (марш, колыбельная песня и т. д.);
мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов, движением по звукам обращений тонического трезвучия, трезвучий главных ступеней, Д7;
подголосков к заданной мелодии;
Подбор басового голоса к данной мелодии, как основы функциональной окраски, с использованием I, IV, V, а также других ступеней;
импровизация и сочинение мелодий в тональностях до четырех знаков, с использованием пройденных ритмических и мелодических оборотов.
Запоминание и запись сочиненных мелодий.
Пение мелодий с собственным аккомпанементом; использование в аккомпанементе изученных аккордов (для более подвинутых групп).
Пение выученных мелодий с аккомпанементом (учащегося или педагога).

Теоретические сведения

Понятия:
тритон; септаккорд;
трезвучия  главных ступеней   (тоника,    доминанта,    субдоминанта); модуляция, хроматизм (в подвинутых группах); пунктирный ритм; синкопа; триоль; имитация.
Тональности мажорные и минорные до четырех знаков. Си мажор и соль-диез минор  (для подвинутых групп).

Ритмические группы: восьмая с точкой и шестнадцатая, восьмая четверть восьмая, триоль из восьмых в размерах: 2/4, 3/4, 4/4;
ритмические группы: 3 восьмые, четверть восьмая, четверть с точкой в размерах 3/8, 6/8. Пауза — шестнадцатая.

Интервалы: ув. 4 на IV ступени, ум. 5 на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре; б. 7 и м. 7 в тональности и от звука.
Обращения мажорного и минорного трезвучий.
Д7 в мажоре и гармоническом миноре.

Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях;
интервалов и аккордов в тональности и от звука.

Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.

Обновлено 16.12.2011 17:31
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 394 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru