3 КЛАСС
Вокально-интонационные навыки
Пение: мажорных и минорных гамм (три вида минора); в пройденных тональностях тонических трезвучий с обращениями; любых ступеней лада; мелодических оборотов типа: I-V-VI-V-II, V-III-II--VII-I, V-III-VI-V-VII-I, V-VI-VII-I и др. в различных видах минора; устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением; пройденных интервалов; диатонических секвенций с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов; мелодий (упражнений) в переменном ладу; пройденных интервалов от звука вверх и вниз; интервалов двухголосно, (группами), упражнений на обращение интервалов типа: квинта-кварта; мажорного и минорного трезвучий трехголосно группами; упражнений на обращение трезвучий типа: T53, T6, T64.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение: в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам (с названием звуков или с текстом); с листа мелодий в пройденных мажорных и минорных тональностях, с движением по звукам тонического трезвучия и его обращений, включающих интонации пройденных интервалов. Разучивание и пение по нотам двухголосных песен. Пение одного из голосов несложного двухголосия с одновременным проигрыванием другого голоса на фортепиано (для подвинутых учащихся). Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности. Ритмические группы: восьмая и 2 шестнадцатые, 2 шестнадцатые и восьмая, четверть с точкой и восьмая в размерах: 2/4, 3/4, 4/4; ритмические группы: 3 восьмые, четверть и восьмая в размере 3/8.
Воспитание чувства метроритма
Ритмические упражнения с использованием пройденных длительностей. Затакты: 3 восьмые, 2 восьмые, 1 восьмая. Проработка размеров: 3/4,4/4,3/8. Продолжение работы над остинато, ритмическим аккомпанементом, ритмическими канонами. Исполнение группами учащихся ритмических партитур с использованием пройденных размеров и длительностей. Одновременное воспроизведение учащимися ритмического рисунка и метрической доли; ритмического двухголосия (в подвинутых группах). Ритмические диктанты. Сольмизация выученных примеров и незнакомых (как подготовка к чтению с листа более сложных примеров).
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)
Определение на слух и осознание: в прослушанном произведении его жанровых особенностей, характера, структуры (количество фраз, трехчастность, репризность), лада (включая переменный лад), интервалов, аккордов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков; мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений (как перемещений) в мажоре и миноре, интонаций пройденных интервалов, опевание устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях, скачки на V, II, VI и др.; пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, взятых в ладу, от звука, в сопоставлении и т. д.; трезвучий одноименных и параллельных тональностей; трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре (для подвинутых групп).
Рекомендуемый музыкальный материал Произведения русских композиторов Глинка М. Марш Черномора. Полька. Чайковский П. Танец маленьких лебедей. Полька. Итальянская песенка. Мой Лизочек.
Произведения советских композиторов. Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» . Бойко Р. Скрипка. Кабалевский Д. Клоуны. Майкапар С. Мотылек, Пастушок. Подвала В. Полька-диссонанс. Прокофьев С. Марш, Сказочка. Соловьев-Седой В. Подмосковные вечера. Тиличеева Е. Песенка мая. Русские народные песни: «Выйду ль я на реченьку» "Ходила младешенька".
Произведения зарубежных композиторов Барток Б. Павлин.
Гайдн Й. Менуэт Соль мажор.
Григ Э. Вальс ля минор.
Шуман Р. Дед Мороз.
Музыкальный диктант
Различные формы устного диктанта. Запись выученных мелодий. Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4— 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты; ритмические группы: восьмая и 2 шестнадцатые, 2 шестнадцатые и восьмая, четверть с точкой и восьмая в размерах: 2/4, 3/4, 4/4; ритмические группы: 3 восьмые, четверть и восьмая в размере 3/8. Затакты: 3 восьмые, 2 восьмые, 1 восьмая. Паузы — восьмые. Тембровые диктанты.
Воспитание творческих навыков
Импровизация: мелодии (песни) на заданный ритм; мелодии (песни) на заданный текст; ответного предложения в параллельной тональности; коллективная импровизация мелодии в переменном ладу. Сочинение: мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения; мелодий различного характера, жанра (вальс, полька и т. д.); мелодий в простой трехчастной форме с использованием в середине параллельной тональности; Мелодий с использованием интонаций пройденных интервалов," обращений тонического трезвучия; подголосков к заданной мелодии. Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям из предложенных аккордов. Импровизация и сочинение мелодий в тональностях до трех знаков (мажор и три вида минора) в размерах: 2/4,3/4,4/4,3/8 с использованием пройденных мелодических и ритмических оборотов. Запись сочиненных мелодий.
Теоретические сведения
Понятия: разрешение, опевание; обращение интервала; обращение трезвучия; секстаккорд, квартсекстаккорд; главные трезвучия лада (трезвучия главных ступеней); переменный лад; трехчастная форма; реприза. Тональности мажорные и минорные до трех знаков в ключе. Ритмические группы: восьмая и 2 шестнадцатые, 2 шестнадцатые и восьмая, четверть с точкой и восьмая в размерах: 2/4, 3/4, 4/4; ритмические группы: 3 восьмые, четверть и восьмая в размере 3/8. Затакты: 3 восьмые, 2 восьмые, 1 восьмая. Интервалы: б. 6 и м. 6 в пройденных тональностях в составе секстаккорда и квартсекстаккорда; ув. 2 в гармоническом миноре. Тоническое трезвучие с обращениями. Проигрывание на фортепиано: выученных мелодий в пройденных тональностях; тонических трезвучий с обращениями; тонических трезвучий параллельных тональностей. Определение пройденных элементов музыкального языка в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.
|