Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Программа по сольфеджио 2 класс (7летний срок обучения)
Программы по музыкальным предметам - Программы по сольфеджио
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
2 КЛАСС

Вокально-интонационные навыки

Пение:
мажорных и минорных гамм (натуральный минор); в мажоре — тонического трезвучия, отдельных ступеней, мелодических оборотов типа:  V—I,   I—V,  I—VII—II—I  , V—VI—V—IV—V, I—V—III, IV—III—II—V—III и др. (на слог, с названием звуков, с использованием ручных знаков или столбицы — по выбору педагога) **;
пройденных интервалов на ступенях мажорной гаммы: м. 2 на III и VII, б. 2 на I и V, б. 3 на I, IV, V, м. 3 на VII и II, ч. 5 на I, ч. 4 на V, ч. 8 на I;
В миноре тонического трезвучия, отдельных ступеней лада и мелодических оборотов типа: I—VII—II—I, III—II—IV—III, V—VI—V—VII—I и др. в натуральном и
гармоническом миноре; пройденных интервалов на ступенях минорной гаммы: м. 3 на I, б. 2 на VII, м. 2 на V в натуральном миноре, м. 2 и м. 3 на VII повышенной, б. 3 на V в гармоническом миноре (на усмотрение педагога);
пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;
двухголосных упражнений (с названием звуков, на слог, по столбице, с использованием ручных знаков — по выбору педагога);
тона и полутона на слог и с названием звуков;
простейших секвенций и т. д.
* Порядок изучения тональностей может меняться в зависимости от специфики начального обучения на разных инструментах (например: с учащимися,
обучающимися на скрипке, целесообразнее начинать с Ре мажора и т. д.).
** Вокально-интонационные упражнения с использованием ручных знаков или столбицы могут иметь место как в 1, так и в более старших классах, если педагог владеет этими приемами и добивается положительных результатов в развитии ладового и интонационного слуха учащихся.

Сольфеджирование и пение с листа

Пение:
несложных песен с текстом, выученных на слух, с сопровождением и без сопровождения;
с листа — простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог, с дирижированием (или тактированием) в пройденных тональностях;
разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях в размерах 2/4,3/4,4/4 с
дирижированием;
простейших двухголосных песен по нотам или более сложных по слуху с текстом;
чередование пения вслух и про себя, поочередное пение по фразам (группами или индивидуально).
Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.
Новые ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Пауза — целая.

Воспитание чувства метроритма

Повторение данного ритмического рисунка на слоги.
Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записанному нотному тексту, ритмическим таблицам, карточкам.
Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Продолжение работы    в    размерах 2/4, 3/4, 4/4;    длительности  целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых—в различных сочетаниях. Пауза — целая. Умение дирижировать в этих размерах (в слабых группах — тактировать).
Воспроизведение ритмического остинато; ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям (или музыкальным отрывкам,исполняемым педагогом)  с
использованием пройденных длительностей.
Исполнение ритмических канонов типа: четверть с точкой и восьмая, четверть с точкой и восьмая,2 4 восьмые, четверть, четвертная пауза, 2 четверти, 4
шестнадцатые четверть.

Разучивание и чтение простейших ритмических партитур (группами) с сопровождением фортепиано или без него.

Ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритма, исполненных педагогом).

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)

Определение на слух и осознание:
лада (мажор и минор трех видов), характера, структуры, устойчивости и неустойчивости отдельных оборотов, интонаций пройденных интервалов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков в прослушанном произведении;
мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней (см. раздел «Вокально-интонационные навыки»);
мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде;
пройденных интервалов в мелодическом виде (вверх и вниз) и в гармоническом звучании.

Рекомендуемый музыкальный материал

Произведения русских композиторов
Римский-Корсаков Н. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
Чайковский П. Вальс. Болезнь куклы. Похороны куклы. Новая кукла. Грустная песенка.

Произведения советских композиторов
Богуславский С. Песня о пограничнике. Кабалевский Д. Наш край. Песня у костра. Красев М. «А качи, качи».
Левина 3. Белочки .
Прокофьев С. Вальс .
Старокадомский М. Ку-ку .
Филиппенко А. Ой, веселая дивчина, Алена. На мосточке.
Шаинский В. Кузнечик. Песенка слона.
Шостакович Д. Шарманка. Вальс ля минор.
Белорусский народный танец «Лявониха».

Произведения зарубежных композиторов
Бах И. С. За рекою старый дом.
Бизе Ж. Хор мальчишек из оперы «Кармен».
Григ Э. Листок из альбома.
Моцарт В. Бурре.
Шуберт Ф. Вальс.
Шуман Р. Первая потеря.

Музыкальный диктант

Продолжение работы над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха с использованием подготовительных упражнений (см. 1 класс).
Диктант с его предварительным разбором.
Запись мелодий, подобранных на фортепиано.
Диктант письменный в объеме 4—8 тактов, с пройденными мелодическими оборотами; ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых;размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Паузы — половинные, четвертные, пауза — целая
Тональности: До, Соль, Фа, Ре мажор, ля, ми, си, ре минор.


Воспитание творческих навыков

Досочинение мелодий на нейтральный слог в пройденных тональностях с названием звуков.
Сочинение мелодических вариантов фразы.
Импровизация:
мелодий на заданный ритм, в пройденных размерах;
мелодий на заданный текст;
свободная импровизация мелодии в пройденных тональностях, с использованием трех видов минора; коллективная импровизация мелодии в пройденных тональностях и использованием прорабатываемых ритмических и мелодических оборотов;
ритмического аккомпанемента к пройденным мелодиям, используя остинатные ритмические фигуры и другие ритмические обороты;
подбор второго голоса к заданной мелодии с использованием пройденных интервалов;
подбор баса к пройденным мелодиям;
подбор аккомпанемента к пройденным мелодиям из предложенных аккордов (для подвинутых групп).
Запоминание и запись сочиненных мелодий, рисунки к ним.

Теоретические сведения

Понятия:
параллельные тональности, тетрахорд, бекар; интервал;
мотив, фраза, секвенция;
фермата, динамические оттенки cresc, dim, mf, mp и др. (по выбору педагога);
цифровое обозначение ступеней.
Тональности: До, Соль, Ре, Фа, и Си-бемоль мажор, ля, ми, си, ре и соль минор (трех видов).
Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых; их сочетания в размерах 2/4, 3/4,4/4. Затакт восьмая и две восьмые.
Пауза целая.
Интервалы: прима, б. 2 и м. 2, б. 3 и м. 3, ч. 4, ч. 5, ч. 8; умение построить их в пройденных тональностях (см. раздел «Вокально-интонационные навыки»).
Проигрывание на фортепиано:
выученных мелодий в пройденных тональностях;
тонического трезвучия, гамм, отдельных ступеней, интервалов в пройденных тональностях .
Определение тональности, размера, темпа, ритмических групп в произведениях, исполняемых в классе по инструменту.

Обновлено 16.12.2011 15:17
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 422 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru