1 КЛАСС Вокально-интонационные навыки
Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения, вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание чистой интонации *. Пение: песен-упражнений из 2—3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, по столбице, ручным знакам**, с названием звуков и т. д., по выбору педагога) типа: V—VI—V, III—II—I, V—IV—III, III—IV—V, II—I, VII—I, V—VI—VII—I, I—III—V и т. д.; мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков); I и III ступеней в мажоре и миноре; мажорного и минорного трезвучий от звука; других упражнений на сопоставление одноименного мажора и минора; двухголосных песен с исполнением одного из голосов педагогом (подготовка к двухголосному пению).
*Предполагается, что вокально-интонационные навыки будут прививаться во всех следующих классах, а также на хоровых занятиях.
** Вокально-интонационные упражнения с использованием ручных знаков или столбицы могут иметь место как в 1, так и в более старших классах, если педагог владеет этими приемами и добивается положительных результатов в развитии ладового и интонационного слуха учащихся.
Сольфеджирование и пение с листа
Пение: несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения; выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях; песен, содержащих сопоставление одноименного мажора и минора; по нотам простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющие звуки, скачки на тонику, с названием нот и тактированием. Ритмические длительности: четверть, восьмые, половинная, половинная с точкой в размерах 2/4, 3/4. Размер 4/4, целая нота (для более подвинутых групп). Паузы: половинные, четвертные, восьмые. Затакт: четверть, две восьмые.
Воспитание чувства метроритма
Движения под музыку (ходьба, бег, элементарные танцевальные движения). Повторение данного ритмического рисунка на слоги. Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки). Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Проработка размеров 2/4, 3/4, длительностей в различных сочетаниях. Паузы: половинные, четвертные, восьмые. Навыки тактирования (в более подвинутых группах — дирижирования). Исполнение простых ритмических остинато типа: четверть, четверть, 2 восьмые, четверть. Использование остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням (или музыкальным отрывкам, исполняемым педагогом): простукивание (группами) или воспроизведение на музыкальных инструментах (барабаны, бубны, треугольник, ложки и т. д.). Исполнение простейших ритмических канонов (с текстом, без текста, на слоги, на инструментах и т. д.) типа: четверть, четверть, четверть, четвертная пауза, 4 восьмые, четверть, четвертная пауза. Исполнение простейших ритмических партитур с сопровождением фортепиано или без него.
Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)
Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада (мажор, минор, сопоставление одноименного мажора и минора), структуры, количества фраз, устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов, размера, темпа, динамических оттенков; различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки; отдельных ступеней мажорного лада; мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде; сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4, 3/4). Рекомендуемый музыкальный материал
Произведения русских композиторов Глинка М. Арабский танец из оперы «Руслан и Людмила» Калинников В. Киска Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка Чайковский П. Немецкая песенка. Шарманщик поет.
Произведения советских композиторов Кабалевский Д. Школьные годы Островский А. До-ре-ми-фа-соль. Кролик. Раков Н. Полька .
Произведения зарубежных композиторов Бетховен Л. Контрданс Си-бемоль мажор . Шуберт Ф. Вальс си минор. Экоссез соль мажор. Шуман Р. Народная песенка.
Музыкальный диктант
Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха. Подготовительные упражнения к диктанту: запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом; устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактированием или без него небольших попевок вслед за проигрыванием); письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма. Запись: знакомых, ранее выученных мелодий; ритмического рисунка мелодии; мелодий, предварительно спетых с названием звуков; мелодий в объеме 2—4 такта (для подвинутых групп до 8-ми тактов) в пройденных тональностях; длительности: четверть, восьмые, половинная, половинная с точкой в размерах: 2/4, 3/4.
Воспитание творческих навыков
Допевание мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в изученных тональностях. Импровизация: мелодии (песенки) на данный ритм; мелодии на данный текст; простейшего ритмического аккомпанемента на инструментах к знакомым мелодиям; простейшего ритмического аккомпанемента к музыкальным произведениям, исполняемым педагогом на фортепиано; несложных ритмических партитур. Подбор баса к выученным мелодиям. Запись сочиненных мелодий. Рисунки к песням.
Теоретические сведения
Понятия: высокие и низкие звуки; звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки; устойчивость и неустойчивость; тоника, тоническое трезвучие, аккорд; мажор и минор; тон, полутон; строение мажорной гаммы; скрипичный и басовый ключи; ключевые знаки, диез, бемоль; транспонирование; канон.
Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков, нотный стан.
Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т. д.). Понятие о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках (f и р), кульминации; о мелодии и аккомпанементе.
Тональности До, Соль, Ре, Фа мажор. Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях. Ритмические длительности: четверть, восьмые, половинная, половинная с точкой, их сочетания в размерах: 2/4, 3/4. Целая нота и размер 4/4 (для более подвинутых групп).
|