Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Программа по сольфеджио 1 класс (7летний срок обучения)
Программы по музыкальным предметам - Программы по сольфеджио
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

1 КЛАСС Вокально-интонационные навыки

Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения, вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равномерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу. Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание чистой интонации *.
Пение:
песен-упражнений из 2—3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением (на слоги, по столбице, ручным знакам**, с названием звуков и т. д., по выбору педагога) типа: V—VI—V, III—II—I, V—IV—III, III—IV—V, II—I, VII—I, V—VI—VII—I, I—III—V и т. д.;
мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
I и III ступеней в мажоре и миноре;
мажорного и минорного трезвучий от звука;
других упражнений на сопоставление одноименного мажора и минора;
двухголосных песен с исполнением одного из голосов педагогом (подготовка к двухголосному пению).

*Предполагается, что вокально-интонационные навыки будут прививаться во всех следующих классах, а также на хоровых занятиях.

** Вокально-интонационные упражнения с использованием ручных знаков или столбицы могут иметь место как в 1, так и в более старших классах, если педагог владеет этими приемами и добивается положительных результатов в развитии ладового и интонационного слуха учащихся.

Сольфеджирование и пение с листа

Пение:
несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения;
выученных песен от разных звуков в пройденных тональностях;
песен, содержащих сопоставление одноименного мажора и минора;
по нотам простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющие звуки, скачки на тонику, с названием нот и
тактированием.
Ритмические длительности: четверть, восьмые, половинная, половинная с точкой в размерах 2/4, 3/4.
Размер 4/4, целая нота  (для более подвинутых групп). Паузы: половинные, четвертные, восьмые. Затакт: четверть, две восьмые.

Воспитание чувства метроритма

Движения под музыку  (ходьба, бег, элементарные танцевальные движения).
Повторение данного ритмического рисунка на слоги. Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки). Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Проработка размеров 2/4, 3/4, длительностей в различных сочетаниях. Паузы: половинные, четвертные, восьмые. Навыки тактирования   (в более подвинутых группах — дирижирования). Исполнение простых  ритмических остинато  типа: четверть, четверть, 2 восьмые, четверть.
Использование остинато   в качестве аккомпанемента к выученным песням (или музыкальным отрывкам, исполняемым педагогом): простукивание (группами) или воспроизведение на музыкальных инструментах (барабаны, бубны, треугольник, ложки и т. д.). Исполнение простейших ритмических канонов (с текстом, без текста, на слоги, на инструментах и т. д.) типа: четверть, четверть, четверть, четвертная пауза, 4 восьмые, четверть, четвертная пауза.

Исполнение простейших ритмических партитур с сопровождением фортепиано или без него.

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух)

Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада (мажор, минор, сопоставление одноименного мажора и минора), структуры,
количества фраз, устойчивости или неустойчивости отдельных оборотов, размера, темпа, динамических оттенков;
различных мелодических оборотов, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, повторность звуков, скачки на устойчивые звуки;
отдельных ступеней мажорного лада;
мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде;
сильных и слабых долей в прослушанной мелодии (в размерах 2/4,   3/4).
Рекомендуемый музыкальный материал

Произведения русских композиторов
Глинка  М.  Арабский  танец  из  оперы  «Руслан  и  Людмила»
Калинников В. Киска
Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка 
Чайковский  П.  Немецкая  песенка.  Шарманщик поет.

Произведения советских композиторов
Кабалевский Д. Школьные годы
Островский А. До-ре-ми-фа-соль. Кролик.
Раков Н. Полька .

Произведения зарубежных  композиторов
Бетховен Л. Контрданс Си-бемоль мажор .
Шуберт Ф. Вальс си минор. Экоссез соль мажор.
Шуман Р. Народная песенка.

Музыкальный диктант

Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха.
Подготовительные упражнения к диктанту:
запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог или с текстом;
устные диктанты (воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактированием или без него небольших попевок вслед за проигрыванием);
письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма.
Запись:
знакомых, ранее выученных мелодий;
ритмического рисунка мелодии;
мелодий, предварительно спетых с названием звуков;
мелодий в объеме 2—4 такта  (для подвинутых групп до 8-ми тактов) в пройденных тональностях; длительности: четверть, восьмые, половинная, половинная с точкой в размерах: 2/4, 3/4.

Воспитание творческих навыков

Допевание мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в изученных тональностях.
Импровизация:
мелодии (песенки) на данный ритм;
мелодии на данный текст;
простейшего ритмического аккомпанемента на инструментах к знакомым мелодиям;
простейшего ритмического аккомпанемента к музыкальным произведениям, исполняемым педагогом на фортепиано;
несложных ритмических партитур.
Подбор баса к выученным мелодиям.
Запись сочиненных мелодий. Рисунки к песням.

Теоретические сведения

Понятия:
высокие и низкие звуки;
звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки;
устойчивость и неустойчивость;
тоника, тоническое трезвучие, аккорд;
мажор и минор;
тон, полутон; строение мажорной гаммы;
скрипичный и басовый ключи;
ключевые знаки, диез, бемоль;
транспонирование;
канон.

Знакомство с клавиатурой и регистрами.
Названия звуков, нотный стан.


Первоначальные навыки нотного письма (расположение звуков на нотоносце, правописание штилей, обозначение размера, тактовой черты и т. д.).
Понятие о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, затакте, паузе (половинной, четвертной, восьмой); о фразе, куплете, репризе, динамических оттенках (f и р), кульминации; о мелодии и аккомпанементе.

Тональности До, Соль, Ре, Фа мажор.
Проигрывание на фортепиано пройденных песен и упражнений в изученных тональностях.
Ритмические длительности: четверть, восьмые, половинная, половинная с точкой, их сочетания в размерах: 2/4, 3/4.
Целая нота и размер 4/4 (для более подвинутых групп).

Обновлено 16.12.2011 14:26
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 811 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru