Жанр Фантазии (от греч. - воображение) - инструментальный (реже вокальный) жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиционных схем. По происхождению Фантазия восходит к традициям исполнительской импровизации 16 - 17 веков. В 1-й половине 17 века Фантазии близки к ричеркару, канцоне, каприччо. Позднее для Фантазии характерно чередование разделов полифонического и гомофонного склада. В 18 веке наиболее широкое распространение Фантазия получила в сфере клавирного и органного творчества (фантазии для органа И. С. Баха, для клавикорда - К. Ф. Э. Баха, для фортепиано - В.А. Моцарта). Фантазии обычно выполняли функции вступительных частей в циклических формах и имели характер прелюдии (Партита №3 a-moll для клавира, органная "Фантазия и фуга" g-moll И. С. Баха, Фантазия c-moll Моцарта, предваряющая сонату c-moll, и другие.).
В фантазии ре минор KV 397 Моцарт следует образцам фантазий Карла Филиппа Эмануэля Баха (сына Иоганна Себастьяна Баха). Фантазия начинается совсем по-баховски - ломаными арпеджио, и в дальнейшем задержанные шестнадцатые верхнего голоса и пассажи позволяют узнать образец К. Ф. Э. Баха. Здесь Моцарт вводит развитые мелодические разделы. Но их он трактует иначе, чем К. Ф. Э. Бах - не как эпизоды, а как главное, основное; а свободные, рапсодические образования носят лишь предваряющий или связующий, переходный характер. Сущность фантазии усматривается Моцартом в этой пьесе в свободном развитии мелодических разделов, особенно в виде внезапных и резких перемен настроения, всякий раз снова вводящих слушателя в новые сферы чувствований. Это подлинно моцартовские моления и искания, возникающие бурно и неожиданно, но и выраженные гораздо более афористично, чем у Баха, который предпочитает подчинять все эти различные образы одной определенной воле. Столь же внезапно в Allegretto D-dur наступает освобождение от душевного гнёта. Тогда перед нами возникает прекрасное видение. Прелестный песенный мотив, правда, тоже прерывается, но не внезапным пассажем, как перед этим, а торжественной каденцией; затем он исчезает с теми же резкими динамическими контрастами, которые свойственны предыдущему.
Итак, что же воображал себе Моцарт, какие настроения сменяют друг друга в этой фантазии.
1 - 11 такты - Andante, ре минор, глубокие удержанные басы и арпеджированные пассажи по звукам аккорда - словно подул ветер из прошлого, эти общие формы движения напоминают многие страницы музыки И. С. Баха и К.Ф.Э. Баха.
12-19 такты - Adagio, ре минор, мелодия с аккомпанементом - в духе "Мелодии" Глюка из его оперы "Орфей" - та же светлая, холодная печаль, одиночество, те же секундовые интонации мольбы и вопроса.
20-22 такты - ля минор, долбящий мотив "судьбы" в мелодии и хроматическое сползающее движение "смерти" в нижних голосах. С такта 23 до такта 27 - душевное беспокойство, растерянность человека.
28 такт - многозначительная фермата - раздумье или оцепенение.
29 - 33 такты Adagio, ля минор, возвращается тема 12-19 тактов, только в ля миноре - светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Вопросы в конце заканчиваются возгласом отчаяния на гармонии ум. VII7.
34-35 такты Presto - свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему "видению".
36-44 такты - Tempo primo, соль минор - возвращается музыка 20-22 тактов, но в соль миноре - долбящий мотив "судьбы" в мелодии и хроматическое сползающее движение "смерти" в нижних голосах, далее душевное беспокойство, растерянность человека.
45-46 такты Presto - свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему "видению".
47- 56 такты Tempo primo, ре минор, возвращается тема 12-19 тактов- светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Мольбы и вопросы здесь вдруг получают ответы - следуют трагические гармонии - неаполитанский секстаккорд, арпеджио на звучности уменьшённого септаккорда (функция вводного двойной доминанты), "неумолимый" кадансовый минорный квартсекстаккорд и доминанта. После них - многозначительная фермата.
57-72 такты Allegretto, Ре мажор, dolce - песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема, предвосхищающая увертюру "Свадьбы Фигаро".
73-88 такты - повторяющиеся фигуры прощания
89такт - пассаж шестнадцатыми, переход.
90-93 такты - возвращается тема 57-72 тактов - песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.
94 - 100 такты с ферматой - типичные кадансовые обороты.
101- 108 - возвращается тема 57-72 тактов - песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.
108 - 110 - каданс в радостном Ре мажоре заканчивает всю фантазию.
Моцарт Вольфганг Амадей —KV397 Фантазия ре минор http://classic-online.ru/ru/listen/5325 Лучшее исполнение: Андрей Гаврилов (фортепиано)
|