Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Моцарт. Фантазия ре минор KV 397. Разбор
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
06.02.2012 00:00

См. также Черты гармонии Моцарта
Формы музыкальных произведений Моцарта.
Неаполитанская гармония в музыке Моцарта
Моцарт Ф.-п. концерт до минор, финал (гармонический анализ)
Моцарт Ф.-п. рондо ля минор (гармонический анализ)
Моцарт "Дон-Жуан" (гармонический анализ)
Моцарт Реквием (гармонический анализ)
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Увертюра.
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро".Содержание комедии Бомарше
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро".Содержание оперы

Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Каватина Фигаро (№3) из I действия. Разбор
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Ария Керубино из I действия (№6). Разбор
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Ария Фигаро (№9) из I действия. Разбор
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Ария Керубино (№11) из II действия. Разбор
Моцарт. Опера "Свадьба Фигаро". Речитатив и ария Сюзанны (№28) из IV действия. Разбор
Моцарт. Соната Ля мажор №11. Разбор

Моцарт. Фантазия до минор KV 475. Разбор
Моцарт. Фантазия ре минор KV 397. Разбор

Моцарт. Фантазия ре минор KV 397. Разбор

Жанр Фантазии (от греч.  - воображение) - инструментальный (реже вокальный) жанр, характеризующийся  свободой построения, отходом от принятых композиционных схем. По происхождению Фантазия восходит к традициям исполнительской импровизации 16 - 17 веков. В 1-й половине 17 века Фантазии близки к ричеркару, канцоне, каприччо. Позднее для Фантазии характерно чередование разделов полифонического и гомофонного склада. В 18 веке наиболее широкое распространение Фантазия получила в сфере клавирного и органного творчества (фантазии для органа И. С. Баха, для клавикорда - К. Ф. Э. Баха, для фортепиано - В.А. Моцарта). Фантазии обычно выполняли функции вступительных частей в циклических формах и имели характер прелюдии (Партита №3 a-moll для клавира, органная "Фантазия и фуга" g-moll И. С. Баха, Фантазия c-moll Моцарта, предваряющая сонату c-moll, и другие.).

В фантазии ре минор KV 397 Моцарт следует образцам фантазий Карла Филиппа Эмануэля Баха (сына Иоганна Себастьяна Баха). Фантазия начинается совсем по-баховски  - ломаными арпеджио, и в дальнейшем задержанные шестнадцатые верхнего голоса и пассажи позволяют узнать образец К. Ф. Э. Баха. Здесь Моцарт вводит развитые мелодические разделы. Но их он трактует иначе, чем К. Ф. Э. Бах - не как эпизоды, а как главное, основное; а свободные, рапсодические образования носят лишь предваряющий или связующий, переходный характер. Сущность фантазии усматривается Моцартом в этой пьесе в свободном развитии мелодических разделов, особенно в виде внезапных  и резких перемен настроения, всякий раз снова вводящих слушателя в новые сферы чувствований. Это подлинно моцартовские моления и искания, возникающие бурно и неожиданно, но и выраженные гораздо более афористично, чем у Баха, который предпочитает подчинять все эти различные образы одной определенной воле. Столь же внезапно в Allegretto D-dur наступает освобождение от душевного гнёта. Тогда перед нами возникает прекрасное видение. Прелестный песенный мотив, правда, тоже прерывается, но не внезапным пассажем, как перед этим, а торжественной каденцией; затем он исчезает с теми же резкими динамическими контрастами, которые свойственны предыдущему.

Итак, что же воображал себе Моцарт, какие настроения сменяют друг друга в этой фантазии.

1 - 11 такты - Andante, ре минор, глубокие удержанные басы и арпеджированные пассажи по звукам аккорда -  словно подул ветер из прошлого, эти общие формы движения напоминают многие страницы музыки И. С. Баха и К.Ф.Э. Баха.

12-19 такты - Adagio, ре минор, мелодия с аккомпанементом - в духе "Мелодии" Глюка из  его оперы "Орфей" - та же светлая, холодная печаль, одиночество, те же секундовые интонации мольбы и вопроса.

20-22 такты - ля минор, долбящий мотив "судьбы" в мелодии и хроматическое сползающее движение "смерти" в нижних голосах.  С такта 23 до такта 27 - душевное беспокойство, растерянность человека.

28 такт - многозначительная фермата - раздумье или оцепенение.

29 - 33 такты Adagio, ля минор, возвращается тема 12-19 тактов, только в ля миноре - светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Вопросы в конце заканчиваются возгласом отчаяния на гармонии ум. VII7.

34-35 такты Presto - свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему "видению".

36-44 такты - Tempo primo, соль минор - возвращается музыка 20-22 тактов, но в соль миноре - долбящий мотив "судьбы" в мелодии и хроматическое сползающее движение "смерти" в нижних голосах, далее душевное беспокойство, растерянность человека.

45-46 такты  Presto - свободный пассаж шестнадцатыми, переход к следующему "видению".

47- 56 такты Tempo primo, ре минор, возвращается тема 12-19 тактов- светлая, холодная печаль, одиночество, секундовые интонации мольбы и вопроса. Мольбы и вопросы здесь вдруг получают ответы - следуют трагические гармонии - неаполитанский секстаккорд, арпеджио на звучности уменьшённого септаккорда (функция вводного двойной доминанты), "неумолимый" кадансовый минорный квартсекстаккорд и доминанта. После них - многозначительная фермата.

57-72 такты Allegretto, Ре мажор, dolce - песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема, предвосхищающая увертюру "Свадьбы Фигаро".

73-88 такты - повторяющиеся фигуры прощания

89такт - пассаж шестнадцатыми, переход.

90-93 такты - возвращается тема 57-72 тактов - песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.

94 - 100 такты с ферматой - типичные кадансовые обороты.

101- 108 - возвращается тема 57-72 тактов - песенная, тёплая, искрящаяся весельем, тема.

108 - 110 - каданс в радостном Ре мажоре заканчивает всю фантазию.

Моцарт Вольфганг Амадей —KV397 Фантазия ре минор
http://classic-online.ru/ru/listen/5325
Лучшее исполнение: Андрей Гаврилов (фортепиано)

 

 


Обновлено 16.02.2012 18:53
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 418 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru