Диатонические лады и ладообразования в музыке XX века
В музыке XX века встречается большое количество диатонических ладов - и традиционной разновидности (7-ми ступенные лады, мажор, минор, пентатоника, малообъёмные лады), и целый ряд новых форм.
Использование диатонических ладов в музыке XX века является продолжением и развитием классической традиции (Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Кодай, Прокофьев, Мясковский, Свиридов, Щедрин, Слонимский, Гаврилин).
Пентатоника - одна из старейших систем, свойственных древним культурам центральной Азии, Африки, Дальнего Востока. 2 разновидности пентатоники: ангемитонная (бесполутоновая) и гемитонная.
В музыке XX века пентатоника используется как самостоятельная структура и как часть других систем, часто взаимодействуя с 12-ти тоновой организацией.
Система натуральных 7-ми ступенных ладов значительно расширяется и обновляется новыми ладовыми структурами. Усложнение происходит на основе модального колорирования и модальных смешений. В итоге возникает полидиатоника - сочетание признаков натуральных ладов.
Модальное колорирование - взаимодействие различных ладовых вариантов при одной тонике (принцип вариантности диатонических ступеней). На слух можно отличить используемое наклонение - эффект игры ладов.
Модальное смешение - здесь новые формы возникают на основе комбинирования тетрахордов по принципу их последующего соединения или одновременного наложения. Т.о. возникают "ладовые гибриды" - лидомиксолидийский (до-ре-ми-фа-диез-соль-ля-си-бемоль-до), ионийско-эолийский (мелодический мажор), фригоионийский (до-ре-бемоль-ми-бемоль-фа-соль-ля-си-до), эолийско-ионийский (мелодический минор), фриголидийский (до-ре-бемоль-ми-бемоль-фа-диез- соль-ля-до). Как правило, эти лады являются статическим звукорядом, в котором каждая ступень представлена только в одном варианте. Состав звукоряда может выходить за рамки ступеневости. Возможно наложение друг на друга диатонических тетрахордов или пентахордов с общим основным тоном - "диатоника, сжатая в хроматику" (Барток).
Существуют новые структурные варианты мажоро-минорных ладов с их индивидуальной стилевой трактовкой - именные лады.
Прокофьевский мажор с высокими II и IV ступенями.
Минор Шостаковича с низкими II, IV и VIII ступенями.
Барток - натуральный минор с высокими IV и VI ступенями, мелодический минор с низкой II ступенью.
|