Жанр мессы Месса (позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa, франц. messe; нем. Messe, англ. Mass) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в к-ром, как правило, важная роль отводится музыке. М.-служба аналогична правосл. литургии (прототип обряда - евангельский эпизод Тайной вечери). М. состоит из ординария (разделы, текст к-рых должен звучать ежедневно) и проприя (разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника; см. схему). Текст Мессы обычно поётся (Missa solemnis, или cantata, высокая торжественная Месса.), но в некоторых случаях читается (Missa bacta, или lecta, - низкая М.). Основные разновидности Мессы - реквием (заупокойная служба - missa pro defunctis), краткая Месса (missa brevis; включает только Kyrie и Gloria; принята в немецкой протестантской церкви), "хоральная" Месса (использует в качестве cantus firmus нем. гимны в протестантской службе). Муз. оформление М. складывалось в практике григорианского пения. В ср.-век. Мессе представлены все виды григорианского хорала: речитатив и псалмодия, антифонное (интроит и коммунио) и респонсориальное (градуал, аллилуйя, офферторий) пение. Общая схема римской мессы (римскими цифрами обозначено традиционное членение мессы на 4 крупных отдела) Отделы мессы Ординарий Проприй
пение речитация пение речитация
I Introitus
(Вход)
Служба Kyrie eleison
Слова Gloria Oratio (Молитва дня) Epistula (Послание) Graduale Alleluia (или Tractus; иногда Sequentia) Evangelium Credo
II Offertorium
Евхаристия (Дароприношение)
Secreta (Молитва о дарах)
III Praefatio
Канон (Приготовление)
Sanctus
Pater noster
IV Agnus Dei
Причастие Communio (Причащение) Postcommunio Ite missa est (или Benedicamus)
Во время мессы совершается одно из христианских таинств - евхаристия (греч. "благодарение"): хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа. Таинство евхаристии установил Сам Иисус Христос на Тайной вечере (трапеза Христа и двенадцати апостолов в ночь накануне иудейского праздника Пасхи) и заповедал его Церкви. Месса - это воспоминание о страданиях, крестной смерти и воскресении Сына Божьего. Традиции музыкального сопровождения Мессы начали формироваться одновременно с обрядами католической церкви - в середине XI столетия. К XIII-XIV вв. сложились главные песнопения. Они исполняются как церковным хором, так и прихожанами; каждое звучит в строго определённом месте службы. Месса начинается с литургии слова - духовной подготовки к таинству евхаристии. Прихожане раскаиваются в грехах, слушают чтение отрывков из Библии и поют Псалмы. Цикл обязательных песнопений открывает молитва "Господи, помилуй!" ("Kyrie eleison"). Достаточно древняя по происхождению, она поётся не на латинском, а на греческом языке. "Господи, помилуй!" завершает покаяние. Затем звучит гимн, прославляющий Святую Троицу, - "Слава в Вышних Богу" ("Gloria in excelsis Deo"), больше известный по сокращённому названию "Слава" ("Gloria"). Латинский текст гимна складывался очень долго - начиная с VI века, а первые его строки взяты из Евангелия от Луки (хор ангелов, возвещающих рождение Христа). Третье песнопение - "Верую" ("Credo"). Все молящиеся торжественно исполняют Символ Веры. Значение этого песнопения особенно велико. Следуя за чтением Евангелия, оно, во-первых, завершает первую часть мессы (литургию слова), а во-вторых, "Верую" - ответ общины Христу, Который обращается к прихожанам через текст Священного Писания и проповедь священника.
Ещё три песнопения связаны со второй частью Мессы - литургией евхаристии. Гимн "Свят" ("Sanctus") посвящён Богу Отцу. За гимном следует песнопение "Благословен" ("Benedictus"). Его основой стали возгласы людей, радостно встречавших въезжавшего в Иерусалим Христа: "Благословен грядущий во имя Господне" (Евангелие от Иоанна). Так перед молящимися проходит ещё одно событие из жизни Иисуса - вход в Иерусалим, ставший началом Его крестного пути. Именно поэтому "Benedictus" звучит или непосредственно перед евхаристией, или сразу после неё. Совершая чудо Евхаристии, Христос снова жертвует Собой для спасения людей, и музыка напоминает об этой жертве. Завершает цикл обязательных песнопений покаянная молитва "Агнец Божий" ("Agnus Dei"). Её цель - вызвать раскаяние, подготовить человека к внутреннему преображению, которое происходит во время причастия. Обращение "Агнец Божий" восходит к иудейской традиции резать ягнят накануне Пасхи (пасхальная трапеза обязательно включала мясо ягнёнка) и напоминает людям о том, что перед ними Христос, уже принёсший Себя в жертву. Соединённые в рамках одной службы, песнопения одновременно и показывают образ Божий (прославление Святой Троицы - "Слава", "Верую"; Христа - "Слава", "Верую", "Благословен", "Агнец Божий"), и рассказывают о тех чувствах, которые испытывает человек перед лицом Бога.
С появлением многоголосия в Европе григорианские песнопения М. стали обрабатывать в виде органума, дисканта (школы Нотр-Дам, Лиможская, Шартрская). К 14 веку относятся первые образцы полных хоровых многоголосных циклов ординария; среди них - анонимная Турнейская месса, месса Гийома де Машо. С этого времени М. называют хоровые циклы на текст ординария или (редко) проприя (например, "Choralis Constantinus" Изака). Преобладающий тип композиции в 14-15 вв. - на cantus firmus, первоначально григорианский, а с нач. 15 в. и до Тридентского собора (1545-63) - светского происхождения (мелодии шансон, Lied). В творчестве композиторов Нидерландской школы (Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре) месса-ординарий формируется в целостный, замкнутый цикл с особыми принципами объединения - единым cantus firmus, сходными начальными оборотами (motto), сквозным проведением попевок. Мессы-пародии используют не одноголосный, а многоголосный источник (обычно шансон). В кон. 15-16 вв. появились М. без cantus firmus ("Mi-Mi" Окегема, "Месса папы Марчелло" Палестрины), иногда с использованием техники канона ("Missa prolationum" Окегема, "Ad fugam" Палестрины). Кроме хорового исполнения a capella, Мессы этого времени допускали участие инструментов, в нотах не указанных и дублировавших хоровые партии. Сложилась традиция замены в отд. разделах М. хорового звучания органным (во 2-м и 5-м Kyrie, в 1-м Christe, в нечётных кроме 1-й, строках Gloria и т.д.). Части М., исполнявшиеся на органе в т.н. альтернативной манере (антифонно с хором), составляли органные Мессы - сначала в виде обработок григорианского хорала (16 в.), затем с включением импровизационных (токкат, прелюдий), полифонических (ричеркаров, канцон) жанров (Дж. Фрескобальди), а у французских композиторов кон. 17-18 вв. - светских пьес (речитативов, арий, танцев; Ф. Куперен). В дальнейшем Месса претерпела эволюцию, общую для всех церк. жанров; в искусстве барокко - в сторону концертности (сближение с оперой, использование монодии, введение самостоятельных инструментальных номеров, чередование сольных и хоровых эпизодов, расширение оркестровой партии; К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Кальдара, А. Скарлатти, "Высокая месса" h-moll Баха), во 2-й пол. 18-нач. 19 вв. - в сторону симфонизации жанра (мессы Й. Гайдна, В.А. Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена). В 19 в. Месса испытала влияние эстетики романтизма (К.М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Лист, С. Франк, А. Брукнер). В 20 в. наряду с развитием романтических традиций (Ш.М. Видор, Л. Вьерн) в жанре Мессы отчетливо проявились и тенденции неоклассицизма (А. Казелла, И.Ф. Стравинский, Ф. Пуленк).
|