Рейтинг@Mail.ru
Абызова Е.Н. Задача 049№01
Решебники по гармонии - Абызова Е.Н.
Автор: Гамаюн   
23.02.2010 18:08

См. также Гармонические стили композиторов

См. также Анализ целостный, ноты и Анализ гармонический муз. произведений

Решение задачи. Гармонизация мелодии главными трезвучиями

Решение задачи. Гармонизация мелодии главными трезвучиями


Способ решения.

1. Определяем тональность задачи - это ля минор. Причём он будет гармонический (по правилам западно-европейской классической гармонии), а не натуральный (характерный для русской народной песни).

2. Строим аккорды, которые уже прошли в курсе Гармонии Абызовой. Это Главные трезвучия в мелодических положениях примы, терции и квинты и в широком и тесном расположении. Ставим обозначения к аккордам.

3. Определяем расположение (широкое или тесное), которое сохранится до конца задачи. В данной задаче при мелодии, расположенной не слишком низко и не слишком высоко, возможно решить задачу и в широком, и в тесном расположении. Данное решение  - в широком расположении.

4. В задаче 4 такта, это предложение. В периоде оно могло быть вторым предложением (из двух), так как заканчивается в мелодии нотой ля и гармонизуется тоникой в положении примы. (Если бы предложение заканчивалось нотами ми, или соль-диез, или си, то это было бы первое предложение, и эти ноты гармонизовались бы доминантой.)  Гармонизуем последнюю ноту "ля", естественно, тоникой, которая будет в положении примы. Начинается задача нотой до, которая есть только в тоническом трезвучии, поэтому первая гармония задачи - тоника в положении терции.

5. Что касается гармонизации главными трезвучиями в ля миноре вообще - то для тоники подходят ноты, входящие в неё (это ля, до, ми), для субдоминанты подходят ноты, входящие в неё (ре, фа, ля), для доминаты - ноты, входящие в неё (ми-соль-диез-си). Как видно, трезвучия тоники и субдоминанты имеют общую ноту - ля, а трезвучия тоники и доминанты - общую ноту ми. Это значит, что при появлении этих нот придётся выбирать гармонизацию из 2-х вариантов.

6. Вспомним логику гармонического минора. Это тоника - субдоминанта - доминанта гарм.- тоника. Это значит, что после доминанты  гарм. невозможна субдомината. То есть возможны либо автентические обороты (включающие тонику и доминанту гарм.), либо плагальные обороты (включающие тонику и субдоминанту), либо полный оборот - тоника - субдоминанта - доминанта гарм.- тоника.

7. Вспомним теперь, что через тактовую черту нельзя переносить (использовать) гармонию, которая была перед тактовой чертой. Это пригодится в данной задаче.

8. Итак, что мы уже имеем: до (тоника) - ре/ си -до/ ля - соль-диез/ ля (тоника) //. Ре в первом такте - субдоминанта, си и до во втором - естественно, доминанта и тоника. Соль-диез в третьем такте - естественно, доминанта. А вот нота перед ней (ля) не может быть тоникой, потому что второй такт заканчивается тоникой. Нельзя переносить гармонию через тактовую черту. Следовательно, нота ля третьего такта гармонизуется субдоминантой.

9. Теперь всё вместе: до (t) - ре (s) / си (D) -до (t) / ля (s) - соль-диез (D) / ля (t) //. Таким образом, получается гармонизация двумя полными гармоническими оборотами, слившимися последней и первой тониками. Вспомним, что трезвучия, находящиеся в кварто-квинтовом соотношении (T-D, T-S) могут соединяться мелодическим и гармоническим соединением, а трезвучия, находящиеся в секундовом соотношении (S-D)  - только мелодическим. Напомним, что при гармоническом соединении аккордов один голос остаётся на месте, поэтому бас может идти и вверх, и вниз. При мелодическом соединении аккордов  три верхних голоса идут в одном направлении, поэтому бас обязательно идёт в противоположном этим голосам направлении.

10. О линии баса. Получилась очень красивая линия баса - 2 нисходящие квинты, скреплённые восходящей секундой, затем восходящие кварта и секунда и снова нисходящая квинта. Красивая и логичная линия баса почти всегда говорит: задача решена правильно.

Обновлено 10.01.2014 08:59
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 835 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2020 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru