Рейтинг@Mail.ru
Теория музыки. Метр и ритм
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
31.03.2013 00:00

Метр и ритм. Теория музыки

Метр и ритм. С момента своего возникновения музыка была тесно связана с движением. Равномерность, характеризующая движение, оказала воздействие на музыку. В музыке важную роль играет пульсация, организующая ее движение. Единица пульсации называется долей. Доли неравноценны: есть сильные и группирующиеся вокруг них слабые. Чередование сильных и слабых долей образует метр произведения. Сильная доля образует метрический акцент. Акцент - это реальное или мысленное выделение какого-либо звука. Кроме метрического существуют ритмические акценты (выделение длительностью), а также динамические акценты ( выделение громкостью - sf).

Равномерное чередование сильных и слабых долей образует строгую метрику, неравномерное чередование - свободную метрику. Существуют 2 разновидности метров - 2-хдольный и 3-хдольный. 2-х дольный метр связан с связан с движением шага , с четким размеренным членением, в то время как 3-х дольный - с большей плавностью, закругленностью движений. Отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до другой называется тактом. Граница между тактами обозначается тактовой чертой. Размер -  числовое обозначение количества долей метра в такте и длительности каждой доли. Размеры бывают

1) простые - имеют 1 сильную долю - 2/2, 3/2, 2/4, 3/4, 3/8

2) сложные образуются от сочетания 2-х или нескольких простых размеров:

а) однородные (сочетание одинаковых простых размеров)4/4=2/4+2/4, 9/8=3/8+3/8+3/8, 6/8=3/8+3/8, 6/4=3/4+3/4, 6/16 (у Баха),24/16.

б) смешанные (сочетание разных простых размеров)  5/4=3/4+2/4,    7/4=3/4+2/4+2/4,  5/8=2/8+3/8, 11/4

Римский-Корсаков - размер 11/4 в "Снегурочке" и "Садко"

3) Переменные размеры (изменяются на протяжении произведения). Если это изменение равномерно, то при ключе выставляются 2 размера. В противном случае размер ставится по мере необходимости. Скрябин Прелюдии опус 11 №24, №16, №21.

Одновременное сочетание различных метров называется полиметрией.

Метр тесно связан с синтаксисом. Окончание построения на сильной доле вызывает ощущение законченности, на слабой - незавершенности.

Метр связан с ладом. Разрешение в устойчивость ярче воспринимается на сильной доле. Связь метра и лада проявляется в гармонической пульсации (смена гармонии, ритм гармонических смен). Гармония может меняться на каждую долю, на сильную и относительно сильную долю, по полтакта. Ритм гармонических смен имеет важное выразительное значение. Учащение смены гармонии вызывает ощущение активизации гармонического движения, эмоционального подъема. И наоборот, замедление создает ощущение торможения, успокоения.

Ритм - это чередование длительностей музыкальных звуков  и пауз, организованное при помощи метра. Графическая запись ритма образует ритмический рисунок. Виды ритмического рисунка:

1) пунктирный ритм (от латинского punctus - точка) образуется от применения длительности с точкой (половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Пунктирный ритм бывает двойной (с двумя точками) и обратный (восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин "Князь Игорь" Ария Кончака эпизод "Ты ранен в битве при Каяле" - оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки.

2) синкопа - несовпадение ритмического или динамического акцента с метрическим. Синкопа бывает междутактовая (Моцарт, Соната для ф-п доминор, III часть), внутритактовая (Бородин "Князь Игорь" хор девушек-невольниц "Улетай на крыльях ветра") и внутридолевая (Мийо "Бразильский танец").

В музыке танцевальной,  подчеркнуто метризованной, синкопа выявляет остроту и пружинистость ритма. Лирической мелодии синкопа может придать особую распевность благодаря ослаблению метрического акцента, поскольку на сильном времени звук, слигованный с предыдущей легкой долей, не берется, а только преодолевается.(Рахманинов "Элегия").

Особые виды ритмического дробления доли и такта. Деление доли на три равных длительности вместо двух - триоль (Альбенис "Серенада"), деление трехдольного такта на две равные длительности - дуоль (Григ "Ноктюрн"), деление длительности на пять частей вместо четырех - квинтоль (Брамс "Симфония №3, III часть), деление 3-хдольного такта на 5 длительностей вместо 3-х - тоже квинтоль, деление 3-хдольного такта на 4 длительности вместо 3-х  - квартоль (Скрябин Вальс op 38), деление длительности на 6 частей вместо 4-х  - секстоль, деление такта или длительности на 7 частей - септоль, деление длительности на 10 частей вместо 8 - децимоль. Возможно более мелкое деление длительностей на произвольное количество одинаковых частей, что приводит к свободной мелодической орнаментике (Шопен Ноктюрны, Римский-Корсаков "Шехеразада", I часть).

Ритм и метр определяют жанровые свойства мелодии.

См. также Содержание музыкальных произведений

Художественный образ

Звук и его свойства

Лад и тональность

Диатонические и хроматические лады

Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма

Мелодия. Типы мелодического движения

Метр и ритм

Метроритмические признаки жанров

Интервалы. Их классификация. Выразительная роль

Аккорды. Их классификация

Аккорды на ступенях мажора и минора

Модуляция

Музыкальный синтаксис. Типы периодов

План курсовой работы по Теории музыки

Обновлено 05.10.2013 19:22
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 250 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru