Рейтинг@Mail.ru
Теория музыки. Модуляция
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

Теория музыки. Модуляция.

Модуляция - это смена тоники. При этом может быть изменено высотное положение тоники (тональная модуляция), может быть изменено ладовое наклонение (ладовая модуляция). Многие минорные фуги И.С. Баха завершаются ладовой модуляцией в одноименный мажор.

При тональной модуляции на другую высоту перемещается вся ладо-функциональная система. Тональные модуляции наиболее распространены в музыке.

Важным признаком модуляции является модуляционный хроматизм. Он выступает при ноте в качестве случайного знака, сопровождается изменением тоники.(Даргомыжский "Шестнадцать лет" - Из До мажора в Соль мажор).  Но так бывает не всегда. Бывают случаи, в которых модуляция происходит без участия знака альтерации (Шостакович Прелюдия Ми мажор op. 87 №9 - из Ми мажора в Си мажор), либо поворот в новую тональность наступает раньше, чем появляется характеризующий ее знак.(Лядов "Маленький вальс" - из Соль мажора в си минор)

Модуляционной альтерации могут подвергаться любые ступени лада, отстоящие на большую секунду от соседних. При альтерации этого вида могут изменяться не только неустойчивые, но и устойчивые ступени. Чтобы отличить ладовую альтерацию от модуляционной, нужно посмотреть на разрешение альтерированного аккорда - при ладовой альтерации он разрешается в тонический аккорд исходной тональности, при модуляционной альтерации он разрешается в устойчивый (чаще тонический) аккорд новой тональности.

Модуляции бывают следующих видов: 1) отклонение - это кратковременная смена тональности с последующим возвращением первоначальной тоники, 2) переход - это основательная смена тональности с закреплением новой тоники, когда переход происходит в конце периода, период называется модулирующим.

При переходе важную роль играет модулирующая связка. В нее входят 2 аккорда - общий аккорд (принадлежащий обеим тональностям) и модулирующий аккорд (принадлежащий только новой тональности).  Модуляции в тональности первой степени родства осуществляются через посредство общего аккорда или путем отклонения в его тональность.

При переходе в более далекие тональности используют постепенные модуляции (через посредство общих между крайними тональностей) и внезапные модуляции (2 способа: без энгармонизма и с помощью энгармонизма аккордов - доминантсептаккорда, уменьшенного септаккорда, увеличенного трезвучия - то есть частичной замены нотации входящих в него звуков). С помощью энгармонизма доминантсептаккорда - Бетховен Симфония №5, II часть модуляция из Ля-бемоль мажора в До мажор). С помощью энгармонизма увеличенного трезвучия - Глинка "Песнь Маргариты" при переходе от средней части к репризе модуляция из Си-бемоль мажора в си минор.

См. также Содержание музыкальных произведений

Художественный образ

Звук и его свойства

Лад и тональность

Диатонические и хроматические лады

Альтерация и хроматизм. Хроматическая гамма

Мелодия. Типы мелодического движения

Метр и ритм

Метроритмические признаки жанров

Интервалы. Их классификация. Выразительная роль

Аккорды. Их классификация

Аккорды на ступенях мажора и минора

Модуляция

Музыкальный синтаксис. Типы периодов

План курсовой работы по Теории музыки


Обновлено 05.10.2013 19:24
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 1009 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru