Рейтинг@Mail.ru
Абызова Е.Н. Задача 061№01
Решебники по гармонии - Абызова Е.Н.
Автор: Гамаюн   
23.02.2010 18:08

См. также Гармонические стили композиторов

См. также Анализ целостный, ноты и Анализ гармонический муз. произведений

Решение задачи. Перемещение аккорда

Решение задачи. Перемещение аккорда

Способ решения.

1. Определяем тональность задачи - это Соль мажор.

2. Строим аккорды, которые уже прошли в курсе Гармонии Абызовой. Это Главные трезвучия в мелодических положениях примы, терции и квинты и в широком и тесном расположении. Ставим обозначения к аккордам.

3. В задаче 8 тактов. 1-й и 5-й такт начинаются одинаково. Следовательно, это период повторного строения, квадратный (4+4). Значит, первое предложение заканчивается в 4-м такте половинной каденцией на доминанте, а второе предложение заканчивается в 8-м такте полной совершенной каденцией на тонике в положении примы.

4. Тема задачи - перемещения аккорда (со сменой расположения или без неё). Следовательно, нужно искать внутри тактов ноты, относящиеся к трезвучию одной функции. Таких мест в задаче несколько. В 1-ом такте - ноты ля-фа-диез, относящиеся к трезвучию доминантовой функции. Во 2-ом такте - ноты соль-си, относящиеся к трезвучию тонической функции, в 3-ем такте - ноты до-ми-до, относящиеся к трезвучию субдоминантовой функции, 5-й такт полностью повторяет 1-й - гармонизация будет одинаковой, в 6-м такте соль-ми, относящиеся к трезвучию субдоминантовой функции, в 7-ом такте - ре-ля-фа-диез, относящиеся к доминантовой функции.

5. Вспомним логику мажора. Это тоника - субдоминанта - доминанта - тоника. Это значит, что после доминанты невозможна субдомината. То есть возможны либо автентические обороты (включающие тонику и доминанту), либо плагальные обороты (включающие тонику и субдоминанту), либо полный оборот - тоника - субдоминанта - доминанта - тоника. Посмотрим, соответствует ли этой логике намеченная нами гармонизация. си(T)-ля(D)-фа-диез(D)/  соль(T)-си(T)/ до(S)-ми(S)-до(S)/ ля(D)
си(T)-ля(D)-фа-диез(D)/ соль(S)-ми(S)/ ре(D)-ля(D)-фа-диез(D)/ соль(T)//
. Как видно, в 6-й такт вкралась ошибка - не может быть S после D. Поэтому меняем гармонизацию ноты соль в 6-ом такте - это будет T (как и во 2-м такте).

6. Теперь нужно разобраться - где менять расположение аккорда, а где его оставить прежним. Условие смены расположения - перемещение аккорда. Возможны несколько вариантов решения этой задачи. Рассмотрим их. Общими между всеми этими вариантами будут места задачи, гармонизовать которые возможно лишь одним способом из-за широкого скачка в  7 такте - нота ре -D в тесном расположениии, нота ля- D в широком расположении. Этот скачок влияет на расположение аккордов перед ним. В 6-ом такте расположение такое же (тесное), в 5-ом такте последняя нота
(фа-диез) тоже гармонизуется аккордом в тесном расположении. Таким образом, 5 нот во втором предложении задачи (фа-диез - соль - ми - ре - ля) могут быть гармонизованы лишь одним способом.

Вариант первый: вся задача - в тесном расположении - кроме упомянутых 5 нот, которые гармонизуются везде одинаково. Недостатки этого варианта: тенор "залезает" слишком высоко - соль будет на третьей дополнительной линейке - в 3-м такте на ноту ми в мелодии; голосоведение в 1-м и 2-м тактах и в 5-м и 6-м
слишком грубо и тяжело из-за того, что три верхних голоса постоянно двигаются (хотя один из них мог бы стоять).

Вариант второй: вся задача в широком расположении - кроме упомянутых 5 нот, которые гармонизуются везде одинаково.. Недостатки этого варианта:
начала предложений (1-2 и 5-6 такты) будут в разных расположениях, что будет несвоевременным нарушением инерции слуха. Хочется услышать начала предложений не только с одинаковой мелодией и одинаковыми функциями, но и с одинаковым расположением. 1-2 такты здесь также звучат грубо и тяжело по той же причине, что и в предыдущем варианте - три верхних голоса постоянно двигаются. А вот для 5 такта здесь получилось хорошее решение - си(Tш)- ля(Dш)-фа-диез(Dт) - здесь на две D альт стоит на месте, а сопрано и тенор обмениваются нотами ля и фа-диез, что звучит хорошо - легко.

Вариант третий: Оставим гармонизацию 5-го такта из предыдущего варианта - си(Tш)- ля(Dш)-фа-диез(Dт), гармонизуем 1-й такт так же, как и 5-й. Во 2-м такте применим тот же приём - соль(Tт)- си(Tш)- альт стоит на месте, а сопрано и тенор обмениваются нотами соль и си, что звучит хорошо - легко. В 3-м и 4-м такте расположение останется широким по нескольким причинам: 1) 2-й такт закончился широким расположением, значит 3-й должен начаться с него же, 2)высокая тесситура мелодии (ноты до-ми-до второй октавы), которые лучше гармонизовать аккордами в широком расположении, 3) D в 4-м такте должна быть в широком расположении, так как широким расположением начинается 5-й такт. Осталось определиться с расположением 2-х последних нот задачи - фа-диез-соль. Посмотрим на ноту раньше -  ля(Dш)-фа-диез-соль. Здесь на ноты ля и фа-диез можно сделать уже упомянутый раньше приём: альт стоит на месте, сопрано и тенор обмениваются нотами ля и фа-диез. Получается ля(Dш)-фа-диез(Dт)-соль(Tт).

Третий вариант самый приемлемый и по голосоведению, и по звучанию. Задача так и решена выше.


7. О линии баса. Получилась "минималистичная" линия баса - он двигается по трём нотам, каждая из которых имеет всего одно звуковое решение (нет звуковых вариантов октавой выше или ниже). Другой линии баса при выбранном варианте верхних голосов быть не может. Попробуйте создать другую линию баса - и найдите в ней ошибки (две кварты в одном направлении, неудобство игры на фортепиано).

Обновлено 10.01.2014 09:09
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 272 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru