Рейтинг@Mail.ru
Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Как помочь вашему ребёнку успешно учиться в музыкальной школе, если Вы - не музыкант?


Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

А здесь есть музыкальные аудио-диктанты для 3 класса сольфеджио - в СИ миноре

40. Секунды в мажорном ладу

Секунды в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие секунды:

  • малые секунды на III и VII ступенях;
  • большие секунды на I, II,  IV,  V, VI ступенях.

Большие секунды в тональности ДО мажор:

  • ДО-РЕ, РЕ-МИ, ФА-СОЛЬ, СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ.

Малые секунды в тональности ДО мажор:

  • МИ-ФА, СИ-ДО.

41. Большая и малая терции

Терция - интервал, который содержит три ступени. Терция называется большой, если она составляет два тона. Терция называется малой, если она составляет полтора тона. Большая терция обозначается б. 3, малая терция обозначается м. 3.

Большая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ; малая терция вверх от звука ДО: ДО-МИ-бемоль.

Большая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ-бемоль; малая терция вниз от звука ДО: ДО-ЛЯ.

42. Терции в мажорном ладу

Терции в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие терции:

  • большие терции - на I , IV, V ступенях;
  • малые терции - на II, III, VI, VII ступенях.

Большие терции в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ (на I), ФА-ЛЯ(на IV), СОЛЬ-СИ(на V).

Малые терции в тональности ДО мажор:

  • РЕ-ФА (на II), МИ-СОЛЬ(на III), ЛЯ-ДО(на VI), СИ-РЕ(на VII).

43. Мажорное и минорное трезвучия

Трезвучием называется аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Если нижняя терция в трезвучии большая, а верхняя малая, то оно называется мажорным или большим.

Если нижняя терция в трезвучии малая, а верхняя большая, то оно называется минорным или малым.

Мажорное трезвучие от звука ДО:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Минорное трезвучие от звука ЛЯ:

  • ЛЯ-ДО-МИ.

44. Чистые квинты в мажорном ладу

Квинта - интервал, который содержит пять ступеней. Квинта называется чистой, если она составляет три с половиной тона. Чистая квинта обозначается ч. 5.

Чистая квинта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • ДО-СОЛЬ в трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ.

Чистые квинты в ДО мажоре:

  • ДО-СОЛЬ(I), РЕ-ЛЯ(II), МИ-СИ(III), ФА-ДО(IV), СОЛЬ-РЕ(V), ЛЯ-МИ(VI).
  • На VII ступени чистой квинты нет.

45. Чистые кварты в мажорном ладу

Кварта - интервал, который содержит четыре ступени. Кварта называется чистой, если она составляет два с половиной тона. Чистая кварта обозначается ч. 4.

Чистая кварта в тоническом трезвучии ДО мажора:

  • СОЛЬ-ДО в развернутом трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ-ДО.

Чистые кварты в ДО мажоре:

  • ДО-ФА(I), РЕ-СОЛЬ(II), МИ-ЛЯ(III), на IV ступени ч.4 нет, СОЛЬ-ДО(V), ЛЯ-РЕ (VI), СИ-МИ(VII).

46. Тональность СИ-бемоль мажор

СИ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук СИ-бемоль (лад с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит СИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности СИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.

Гамма СИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • СИ-бемоль(I), ДО(II), РЕ(III), МИ-бемоль(IV), ФА(V), СОЛЬ(VI), ЛЯ(VII), СИ-бемоль(I).

Тоническое трезвучие в СИ-бемоль мажоре:

  • СИ-бемоль(I) - РЕ(III) - ФА(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в СИ-бемоль мажоре:

  • ЛЯ(VII) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в СИ-бемоль(I), ДО(II) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в РЕ(III), МИ-бемоль(IV) в ФА(V), СОЛЬ(VI) в ФА(V).

47. Тональность СОЛЬ минор

СОЛЬ минор - минорный лад, в котором тоникой является звук СОЛЬ (лад, параллельный СИ-бемоль мажору, с двумя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит СОЛЬ минор натуральный:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА, СОЛЬ.

Ключевые знаки в тональности СОЛЬ минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке и МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками.

Гамма СОЛЬ минор натуральная и ее ступени:

  • СОЛЬ(I), ЛЯ(II), СИ-бемоль(III), ДО(IV), РЕ(V), МИ-бемоль(VI), ФА(VII), СОЛЬ(I).

Гамма СОЛЬ минор гармоническая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бемоль, ФА-диез(VII), СОЛЬ.

Гамма СОЛЬ минор мелодическая:

  • СОЛЬ, ЛЯ, СИ-бемоль, ДО, РЕ, МИ-бекар(VI), ФА-диез(VII), СОЛЬ.

Тоническое трезвучие в СОЛЬ миноре:

  • СОЛЬ(I) - СИ-бемоль(III) - РЕ(V).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом СОЛЬ миноре:

  • ФА-диез(VII) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СОЛЬ(I), ЛЯ(II) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в СИ-бемоль(III), ДО(IV) в РЕ(V), МИ-бемоль(VI) в РЕ(V).

48. Тритоны в мажорном ладу

Тритоны в мажорном ладу

Тритоны - интервалы, в которых содержатся три тона К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Тритоны - резко звучащие интервалы. В них оба звука неустойчивые и тяготеют к ближайшим устойчивым звукам. При разрешении увеличенной кварты звуки расходятся, а при разрешении уменьшенной квинты звуки сходятся.
Увеличенная кварта в ДО мажоре:

  • ФА-СИ ув.4 на IV.

Уменьшенная квинта в ДО мажоре:

  • СИ-ФА ум.5 на VII.

Разрешение увеличенной кварты в ДО мажоре:

  • ФА-СИ в МИ-ДО м.6 на III.

Разрешение уменьшенной квинты в ДО мажоре:

  • СИ-ФА в ДО-МИ б.3 на I.

49. Секунды в гармоническом миноре

Секунды в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие секунды:

  • малые секунды - на II,V и VII ступенях;
  • большие секунды - на I,III и IV ступенях;
  • увеличенная секунда - на VI ступени

Секунды  в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-СИ (б.2 на I), СИ-ДО (м.2 на II), ДО-РЕ (б.2 на III), РЕ-МИ (б.2 на IV), МИ-ФА (м.2 на V) , ФА-СОЛЬ-диез (ув.2 на VI) , СОЛЬ-диез-ЛЯ (м.2 на VII)

Разрешение увеличенной секунды в ЛЯ миноре:

  • ФА-СОЛЬ-диез в МИ-ЛЯ (ч.4)

50. Терции в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие терции:

  • малые терции - на I, II, IV и VII ступенях;
  • большие терции - на III, V и VI ступенях

Терции в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-ДО (м.3 на I), СИ-РЕ (м.3 на II), ДО-МИ (б.3 на III), РЕ-ФА (м.3 на IV), МИ-СОЛЬ-диез (б.3 на V), ФА-ЛЯ (б.3 на VI), СОЛЬ-диез-СИ (м.3 на VII).

51. Главные трезвучия мажора и гармонического минора

Главные трезвучия мажора

Главные трезвучия лада - тоническое трезвучие (на I ступени), доминантовое трезвучие (на V ступени), субдоминантовое трезвучие (на IV ступени).

Главные трезвучия в тональности ДО мажор:

  • ДО-МИ-СОЛЬ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • СОЛЬ-СИ-РЕ (доминантовое трезвучие на V  ступени)
  • ФА-ЛЯ-ДО (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

Главные трезвучия в тональности ЛЯ минор (гармонический):

  • ЛЯ-ДО-МИ (тоническое трезвучие на I ступени)
  • МИ-СОЛЬ-диез-СИ (доминантовое трезвучие на V  ступени)
  • РЕ-ФА-ЛЯ (субдоминантовое трезвучие на IV ступени)

52. Названия нижнего, среднего и верхнего звуков трезвучия

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Название нижнего звука трезвучия- основной тон, или прима.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук ДО.

Название верхнего звука трезвучия - терцовый тон, или терция.
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук МИ.

Название верхнего звука трезвучия - квинтовый тон, или квинта
В трезвучии ДО-МИ-СОЛЬ это звук СОЛЬ.

53. Шестнадцатые (имеют по два ребра или по два хвоста)

Длительности, которые исполняются в два раза быстрее, чем восьмые, называются шестнадцатыми. На одну четверть приходятся четыре шестнадцатых.

Ритмические группы с шестнадцатыми:

  • 4 шестнадцатых;
  • 1 восьмая и 2 шестнадцатых;
  • 2 шестнадцатых и 1 восьмая.

54. Пунктирный ритм с шестнадцатыми

Сочетание длительностей - восьмая с точкой и шестнадцатая называется пунктирным ритмом.

55. Тональность ЛЯ мажор

ЛЯ мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ (лад с тремя диезами в ключе).
Звуки, из которых состоит ЛЯ мажор:

  • ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ.

Ключевые знаки в ЛЯ мажоре:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейками и СОЛЬ-диез выше пятой линейки.

Гамма ЛЯ мажор и ее ступени:

  • ЛЯ(I), СИ(II), ДО-диез(III), РЕ(IV), МИ(V), ФА-диез(VI), СОЛЬ-диез(VII), ЛЯ(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:

  • СОЛЬ-диез(VII) в ЛЯ(I), СИ(II) в ЛЯ(I), СИ(II) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в ДО-диез(III), РЕ(IV) в МИ(V), ФА-диез(VI) в МИ(V).

56. Тональность ФА-диез минор

ФА-диез минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ФА-диез (лад, параллельный ЛЯ мажору, с тремя диезами в ключе).

Звуки, из которых состоит ФА-диез минор натуральный:

  • ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ, СИ, ДО-диез, РЕ, МИ, ФА-диез.

Ключевые знаки в тональности ФА-диез минор:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейками и СОЛЬ-диез выше пятой линейки.

Гамма ФА-диез минор натуральная и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ(VII), ФА-диез(I).

Гамма ФА-диез минор гармоническая и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).

Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:

  • ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II), ЛЯ(III), СИ(IV), ДО-диез(V), РЕ-диез(VI), МИ-диез(VII), ФА-диез(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ФА-диез миноре:

  • МИ-диез(VII) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ФА-диез(I), СОЛЬ-диез(II) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ЛЯ(III), СИ(IV) в ДО-диез(V), РЕ(VI) в ДО-диез(V)

57. Тональность МИ-бемоль мажор

МИ-бемоль мажор - мажорный лад, в котором тоникой является звук МИ-бемоль (лад с тремя бемолями в ключе).
Звуки, из которых состоит МИ-бемоль мажор:

  • МИ-бемоль-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО-РЕ-МИ-бемоль.

Ключевые знаки в тональности МИ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.

Гамма МИ-бемоль мажор и ее ступени:

  • МИ-бемоль(I), ФА(II), СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV), СИ-бемоль(V), ДО(VI), РЕ(VII), МИ-бемоль(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в ЛЯ мажоре:

  • РЕ(VII) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в МИ-бемоль(I), ФА(II) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СОЛЬ(III), ЛЯ-бемоль(IV) в СИ-бемоль(V), ДО(VI) в СИ-бемоль(V).

58. Тональность ДО минор

Тональность ДО минор - минорный лад, в котором тоникой является звук ДО (лад, параллельный МИ-бемоль мажору, с тремя бемолями в ключе).

Звуки, из которых состоит ДО минор натуральный:

  • ДО-РЕ-МИ-бемоль- ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-бемоль-ДО

Ключевые знаки в тональности ДО минор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками и ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками.

Гамма ДО минор натуральная и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бемоль(VII), ДО(I).

Гамма ДО минор гармоническая и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).

Гамма ФА-диез минор мелодическая и ее ступени:

  • ДО(I), РЕ(II), МИ-бемоль(III), ФА(IV), СОЛЬ(V), ЛЯ-бекар(VI), СИ-бекар(VII), ДО(I).

Неустойчивые звуки с разрешением в гармоническом ДО миноре:

  • СИ-бекар(VII) в ДО(I), РЕ(II) в ДО(I), РЕ(II) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в МИ-бемоль(III), ФА(IV) в СОЛЬ(V), ЛЯ-бемоль(VI) в СОЛЬ(V).

59. Большие и малые сексты.

Секста - интервал, который содержит шесть ступеней. Секста называется большой, если она составляет четыре с половиной тона. Секста называется малой, если она составляет четыре тона. Большая секста обозначается б. 6, малая секста обозначается м. 6.
Большая секста от звука ДО вверх:

  •   ДО-ЛЯ, малая секста от звука ДО вверх - ДО-ЛЯ-бемоль.

Большая секста от звука ДО вниз:

  • ДО- МИ-бемоль, малая секста от звука ДО вниз - ДО-МИ.

60. Сексты в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие сексты:

  • малые сексты - на III,VI и VII ступенях;
  • большие сексты - на I,II,IV и V ступенях.

Сексты в тональности ДО мажор:

  • ДО-ЛЯ (б.6 на I), РЕ-СИ (б.6 на II), МИ-ДО (м.6 на III), ФА-РЕ (б.6 на IV), СОЛЬ-МИ (б.6 на V), ЛЯ-ФА (м.6 на VI), СИ-СОЛЬ (м.6 на VII).

61. Обращения трезвучий

Обращением трезвучия называется такой вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия.

Основное трезвучие:

  • ДО-МИ-СОЛЬ.

Первое обращение:

  • МИ-СОЛЬ-ДО, называется секстаккорд.

Второе обращение:

  • СОЛЬ-ДО-МИ, называется квартсекстаккорд.

Обращения главных трезвучий в ДО мажоре:

  • тоническое трезвучие: ДО-МИ-СОЛЬ, обозначается Т53;
  • тонический секстаккорд: МИ-СОЛЬ-ДО, обозначается Т6;
  • тонический квартсекстаккорд: СОЛЬ-ДО-МИ, обозначается Т64;
  • доминантовое трезвучие: СОЛЬ-СИ-РЕ, обозначается D53;
  • доминантовый секстаккорд: СИ-РЕ-СОЛЬ, обозначается D6;
  • доминантовый квартсекстаккорд: РЕ-СОЛЬ-СИ, обозначается D64;
  • субдоминантовое трезвучие: ФА-ЛЯ-ДО, обозначается S53;
  • субдоминантовый секстаккорд: ЛЯ-ДО-ФА, обозначается S6;
  • субдоминантовый квартсекстаккорд:ДО-ФА-ЛЯ, обозначается S64.

Обращения главных трезвучий в гармоническом ЛЯ миноре:

  • тоническое трезвучие: ЛЯ-ДО-МИ, обозначается t53;
  • тонический секстаккорд: ДО-МИ-ЛЯ, обозначается t6;
  • тонический квартсекстаккорд: МИ-ЛЯ-ДО, обозначается t64;
  • доминантовое трезвучие: МИ-СОЛЬ-диез-СИ, обозначается D53;
  • доминантовый секстаккорд: СОЛЬ-диез-СИ-МИ, обозначается D6;
  • доминантовый квартсекстаккорд: СИ-МИ-СОЛЬ-диез, обозначается D64;
  • субдоминантовое трезвучие: РЕ-ФА-ЛЯ, обозначается s53;
  • субдоминантовый секстаккорд: ФА-ЛЯ-РЕ, обозначается s6;
  • субдоминантовый квартсекстаккорд: ЛЯ-РЕ-ФА, обозначается s64.

62. Большие и малые септимы

Септима - интервал, который содержит семь ступеней. Септима называется большой, если она составляет пять с половиной тонов. Септима называется малой, если она составляет пять тонов. Большая септима обозначается б. 7, малая септима обозначается м. 7.

Большая септима от звука ДО вверх:

  • ДО-СИ.

Малая септима от звука ДО вверх:

  • ДО-СИ-бемоль.

Большая септима от звука ДО вниз:

  • ДО-РЕ-бемоль.

Малая септима от звука ДО вниз:

  • ДО-РЕ.

63. Септимы в мажорном ладу

В мажорном ладу образуются следующие септимы:

  • большие септимы  - на I и IV ступенях,
  • малые септимы - на II, III, V, VI и  VII ступенях.

Септимы в тональности ДО мажор:

  • ДО-СИ (б.7 на I), РЕ-ДО (м.7 на II), МИ-РЕ (м.7 на III), ФА-МИ (б.7 на IV), СОЛЬ-ФА (м.7 на V), ЛЯ-СОЛЬ (м.7 на VI), СИ-ЛЯ (м.7 на VII).

64. Обращения интервалов

Обращением интервалов называется перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.

Обращение интервалов:

  • прима обращается в октаву;
  • секунда обращается в септиму;
  • терция обращается в сексту;
  • кварта обращается в квинту.

И наоборот:

  • квинта - в кварту;
  • секста - в терцию;
  • септима - в секунду;
  • октава - в приму.

Изменения вида интервала при обращении:

  • большие интервалы обращаются в малые;
  • малые - в большие;
  • увеличенные - в уменьшенные;
  • уменьшенные - в увеличенные;
  • чистые - в чистые.
Обновлено 05.07.2017 19:26
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 319 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru