Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Приглашаем взрослых и детей на наши увлекательные занятия по иностранным языкам!

Английский язык

Немецкий язык

Ярославль

ООО "ЕВРОВЭЛЬТ"

Телефоны:

8-(4852)-93-68-71

8-(4852)-37-04-27

Подробнее...

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

78. Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.

Гамма ДО мажор гармоническая:

  • ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-бемоль-СИ-ДО.

Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре:

  • ФА-ЛЯ-бемоль-ДО.

79. Таблица интервалов в пределах октавы

Таблица интервалов

Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками - вид интервала.

80. Переменный лад

Переменный лад - лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.

Пример - первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре.

81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу

Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые   интервалы    в   ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки  тонического   трезвучия):

  • ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.

Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:

  • ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.

Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:

  • СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.

82. Ладовое разрешение интервалов

Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

  • РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.

Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

  • СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.

Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

  • ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.

При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

  • РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.

83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • ФА-ЛЯ-ДО в МИ-СОЛЬ-ДО;
  • ЛЯ-ДО-ФА в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • ДО-ФА-ЛЯ в ДО-МИ-СОЛЬ.

Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

  • СОЛЬ-СИ-РЕ в СОЛЬ-ДО-МИ;
  • СИ-РЕ-СОЛЬ в ДО-МИ-СОЛЬ;
  • РЕ-СОЛЬ-СИ в МИ-СОЛЬ-ДО.

84. Вводные септаккорды

Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:

  • Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
  • Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.

Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-ЛЯ.

Интервальный состав малого вводного септаккорда:

  • м.З - м.З - б.З    крайние звуки образуют  м.7.

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:

  • СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА.

Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:

  • м.З - м.З - м.З    крайние звуки образуют  ум.7.

Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды  разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре
СИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре
СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.

85. Таблицы мажорных и минорных тональностей

Тональностью называется определенная высота лада.

Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:

  • ДО мажор - ЛЯ минор;
  • СОЛЬ мажор - МИ минор;
  • РЕ мажор - СИ минор;
  • ЛЯ мажор - ФА-диез минор;
  • МИ мажор - ДО-диез минор;
  • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор;
  • ФА-диез мажор - РЕ-диез минор;
  • ДО-диез мажор - ЛЯ-диез минор.

Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:

  • ФА мажор - РЕ минор;
  • СИ-бемоль мажор - СОЛЬ минор;
  • МИ-бемоль мажор - ДО минор;
  • ЛЯ-бемоль мажор - ФА минор;
  • РЕ-бемоль мажор - СИ-бемоль минор;
  • СОЛЬ-бемоль мажор - МИ-бемоль минор;
  • ДО-бемоль мажор - ЛЯ-бемоль минор.

86. Тетрахорды

Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты.

Тетрахорды в гамме ДО мажор:

  • ДО-РЕ-МИ-ФА - нижний, или первый тетрахорд;
  • СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО - верхний, или второй тетрахорд.

87. Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

  • СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
  • ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
  • ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.

Энгармонически равные минорные тональности:

  • СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
  • РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
  • ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.

88. Буквенное обозначение звуков и тональностей

Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.

Таблица слоговых и буквенных названий

Основные звуки Повышенные
на 1/2 тона
Пониженные
на 1/2 тона
ДО — с ДО# — cis ДОb — ces
РЕ — d
РЕ#— dis РЕb— des
МИ — e
МИ# — eis МИЬ — es
ФА — f ФА# — fis ФАb — fes
СОЛЬ — g СОЛЬ# — gis СОЛЬb — ges
ЛЯ — a ЛЯ# — ais ЛЯb — as
СИ — h СИ# — his СИb — b


Буквенное обозначение мажорных тональностей

ДО мажор — C-dur ФА мажор — F-dur
СОЛЬ мажор — G-dur СИ b мажор — B-dur
РЕ мажор — D-dur МИ b мажор — Es-dur
ЛЯ мажор — A-dur ЛЯ b мажор — As-dur
МИ мажор — E-dur РЕ bмажор — Des-dur
СИ
мажор — H-dur
СОЛЬ b мажор — Ges-dur
ФА #мажор — Fis-dur ДО b мажор — Ces-dur
ДО #мажор — Cis-dur



Буквенное обозначение минорных тональностей

ЛЯ минор — a-moll
РЕ минор — d-moll
МИ минор — e-rnoll СОЛЬ минор — g-moll
СИ минор — h-moll ДО минор — c-moll
ФА # минор — fis-moll ФА минор — f-moll
ДО # минор — cis-moll СИ bминор — b-moll
СОЛЬ # минор — gis-moll МИ b минор — es-moll
РЕ #минор — dis-moll
ЛЯ b минор — as-moll
ЛЯ #минор — ais-moll


89. Квинтовый круг мажорных тональностей

Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам:
ДО мажор вверх- СОЛЬ мажор - РЕ мажор - ЛЯ мажор - МИ мажор - СИ мажор - ФА-диез мажор - ДО-диез мажор
ДО мажор вниз - ФА мажор - СИ-бемоль мажор - МИ-бемоль мажор - ЛЯ-бемоль мажор - РЕ-бемоль мажор - СОЛЬ-бемоль мажор - ДО-бемоль мажор.

90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей

  • ДО мажор - ЛЯ минор
  • СОЛЬ мажор - МИ минор
  • РЕ мажор - СИ минор
  • ЛЯ мажор - ФА-диез минор
  • МИ мажор - ДО-диез минор
  • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор
  • ФА-диез мажор - РЕ-диез минор
  • ДО-диез мажор - ЛЯ-диез минор
  • ФА мажор - РЕ минор
  • СИ-бемоль мажор - СОЛЬ минор
  • МИ-бемоль мажор - ДО минор
  • ЛЯ-бемоль мажор - ФА минор
  • РЕ-бемоль мажор - СИ-бемоль минор
  • СОЛЬ-бемоль мажор - МИ-бемоль минор
  • ДО-бемоль мажор - ЛЯ-бемоль минор

91. Одноименные тональности

Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику (I ступень).

Одноименные тональности от звуков на белых клавишах фортепиано:

  • ДО мажор — ДО минор;
  • РЕ мажор — РЕ минор;
  • МИ мажор — МИ минор;
  • ФА мажор — ФА минор;
  • СОЛЬ мажор — СОЛЬ минор;
  • ЛЯ мажор — ЛЯ минор;
  • СИ мажор — СИ минор.

Сравнение одноименных гамм:

  • ДО мажор III VI VII ступени высокие;
  • ДО минор III VI VII ступени низкие.

Тоническая терция в ДО миноре:

  • ДО-МИ-бемоль.

Тоническая терция в ДО мажоре:

  • ДО-МИ.

92. Обращения доминантсептаккорда

Обращением септаккорда называется вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда.

Основной доминантсептаккорд в ДО мажоре:

  • СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА D7.

Первое обращение доминантсептаккорда:

  • СИ-РЕ-ФА-СОЛЬ D56 квинтсекстаккорд.

Второе обращение доминантсептаккорда:

  • РЕ-ФА-СОЛЬ-СИ D34терцквартаккорд.

Третье обращение доминантсептаккорда:

  • ФА-СОЛЬ-СИ-РЕ D2 секундаккорд.

Разрешение основного доминантсептаккорда в ДО мажоре:

  • СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА (D7) в ДО-ДО-ДО-МИ (неполное тоническое трезвучие-T53).

Разрешение квинтсекстаккорда в ДО мажоре:

  • СИ-РЕ-ФА-СОЛЬ (D56) в ДО-ДО-МИ-СОЛЬ (тоническое трезвучие с удвоением I ступени- T53).

Разрешение терцквартаккорда в ДО мажоре:

  • РЕ-ФА-СОЛЬ-СИ (D34) в ДО-МИ-СОЛЬ-ДО (развернутое тоническое трезвучие -T53).

Разрешение секундаккорда в ДО мажоре:

  • ФА-СОЛЬ-СИ-РЕ (D2) в МИ-СОЛЬ-ДО-ДО (тонический секстаккорд с удвоением I ступени-T6).

93. Построение обращений доминантсептаккорда от данного звука

D56 состоит из м.З,  м.З  и  6.2,  нижний звук D56 является VII ступенью лада.

D34 состоит  из  мЗ, 6.2  и  б.3;   нижний   звук D34 является II ступенью лада.

D2  состоит  из  6.2, 63  и  м.З;   нижний   звук   D2  является IV ступенью лада.

94. Синкопа

Синкопой называется перенесение ударения с более сильной доли такта на предшествующую ей слабую.

Внутритактовая синкопа:

  • в размере 2/4 восьмая-четверть-восьмая.
Обновлено 09.07.2017 07:40
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 399 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2017 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru