Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Приглашаем взрослых и детей на наши увлекательные занятия по иностранным языкам!

Английский язык

Немецкий язык

Ярославль

ООО "ЕВРОВЭЛЬТ"

Телефоны:

8-(4852)-93-68-71

8-(4852)-37-04-27

Подробнее...

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз. школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз. школе - VIII

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

78.Гармонический мажор
Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.
Гамма До мажор гармоническая:
до-ре-ми-фа-соль-ля-бемоль-си-до
Субдоминантовое трезвучие в гармоническом До мажоре
фа-ля-бемоль-до

79.Таблица интервалов в пределах октавы
Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками - вид интервала.

80. Переменный лад
Переменный лад - лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.
Пример - первая фраза песни в Фа мажоре, а вторая в параллельном ему ре миноре.

81. УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ
Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.
Неустойчивые   интервалы    в   ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в до мажоре:  (звуки  тонического   трезвучия)
до-ми, до-соль, до-до, ми-соль, ми-до, ми-ми, соль-до, соль-ми, соль-соль
Неустойчивые интервалы в до мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:
до-ре, до-фа, до-ля, до-си, ми-ля, ми-си, ми-ре, соль-си, соль-ре, соль-фа, ре-соль, си-соль, фа-соль
Неустойчивые интервалы в до мажоре, в которых оба звука неустойчивые:
си-ре, си-фа, си-ля, ре-фа, фа-ля, ре-си, фа-си, фа-ре, ля-си, ля-ре, ля-фа

82. ЛАДОВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

Разрешение неустойчивых интервалов в до мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:
ре-соль в ми-соль, ре-соль в до-соль, си-соль в до-соль, до-ля в до-соль, соль-фа в соль-ми

Разрешение неустойчивых интервалов в до мажоре, в которых оба звука неустойчивые :
си-ля в до-соль, ре-си в до-до, ре-си в ми-до, фа-си в ми-до, ля-си в соль-до

Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:
фа-соль в ми-до, ре-соль в до-до, си-соль в до-до, соль-фа в до-ми, соль-ре в до-до, соль-си в до-до
При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:ре-ре в до-до нельзя, ре-ре нужно вести в ми-до

83. РАЗРЕШЕНИЕ СУБДОМИНАНТОВОГО И ДОМИНАНТОВОГО ТРЕЗВУЧИЙ И ИХ ОБРАЩЕНИЙ
Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в до мажоре:
фа-ля-до в ми-соль-до
ля-до-фа в соль-до-ми
до-фа-ля в до-ми-соль

Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в до мажоре:
соль-си-ре в соль-до-ми
си-ре-соль в до-ми-соль
ре-соль-си в ми-соль-до

84. ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:
Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Малый вводный септаккорд в натуральном до мажоре:
си-ре-фа-ля

Интервальный состав малого вводного септаккорда:
м.З - м.З - б.З    крайние звуки образуют  м.7

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ля миноре:
соль-диез-си-ре-фа
Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:
м.З - м.З - м.З    крайние звуки образуют  ум.7
Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды  разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

Малый вводный септаккорд в натуральном до мажоре
си-ре-фа-ля разрешается в до-ми-ми-соль

Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ля миноре
соль-диез-си-ре-фа разрешается в ля-до-до-ми

85. Таблицы мажорных и минорных тональностей
Тональностью называется определенная высота лада.
Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:
До мажор - ля минор
Соль мажор - ми минор
Ре мажор - си минор
Ля мажор - фа-диез минор
Ми мажор - до-диез минор
Си мажор- соль-диез минор
Фа-диез мажор - ре-диез минор
До-диез мажор - ля-диез минор

Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:
Фа мажор - ре минор
Си-бемоль мажор - соль минор
Ми-бемоль мажор - до минор
Ля-бемоль мажор - фа минор
Ре-бемоль мажор - си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор - ми-бемоль минор
До-бемоль мажор - ля-бемоль минор

86. Тетрахорды
Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты
Тетрахорды в гамме До мажор:
до-ре-ми-фа - нижний, или первый тетрахорд,
соль-ля-си-до - верхний, или второй тетрахорд

87.Энгармонически равные тональности
Энгармонически равные тональности - тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию
Энгармонически равные мажорные тональности:
Си мажор и До-бемоль мажор
Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор
До-диез мажор и Ре -бемоль мажор

Энгармонически равные минорные тональности
соль-диез-минор и ля-бемоль минор
ре-диез минор и ми-бемоль минор
ля-диез минор и си-бемоль минор

88. БУКВЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ И ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита:Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh
Таблица слоговых и буквенных названий


Основные звуки    Повышенные на 1/2 тона  Пониженные на 1/2 тона

до —с                                     do# — cis                    dob — ces
ре — d                                     ре#— dis                    реb— des
ми — e                                     ми# — eis                  миЬ — es
фа — f                                     фа# — fis                   фаb — fes
соль — g                               соль# — gis               сольb — ges
ля — a                                     ля# — ais                   ля b — as
cu — h                                     cu# — his                   cub — b



Буквенное обозначение мажорных тональностей
до    мажор — C-dur         фа       мажор — F-dur
соль    мажор — G-dur         сиb      мажор — B-dur
ре    мажор — D-dur         ми b     мажор — Es-dur
ля    мажор — A-dur         ля b     мажор — As-dur
ми    мажор — E-dur         ре b     мажор — Des-dur
си    мажор — H-dur         соль b   мажор — Ges-dur
фа #    мажор — Fis-dur       до b     мажор — Ces-dur
до #    мажор — Cis-dur
Буквенное обозначение минорных тональностей
ля    минор — a-moll         ре      минор — d-moll
ми    минор — e-rnoll        соль    минор — g-moll
си    минор — h-moll         до      минор — c-moll
фа #    минор — fis-moll       фа      минор — f-moll
до #    минор — cis-moll       си b    минор — b-moll
соль #    минор — gis-moll       ми b    минор — es-moll
ре #    минор — dis-moll       ля b    минор — as-moll
ля #    минор — ais-moll



89. Квинтовый круг мажорных тональностей
Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены по чистым квинтам
До мажор вверх- Соль мажор - Ре мажор - Ля мажор - Ми мажор - Си мажор - Фа-диез мажор - До-диез мажор
До мажор вниз - Фа мажор  - Си-бемоль мажор - Ми-бемоль мажор - Ля-бемоль мажор - Ре-бемоль мажор - Соль-бемоль мажор -До-бемоль мажор

90. Общий квинтовый круг мажорных и параллельных минорных тональностей
До мажор - ля минор
Соль мажор - ми минор
Ре мажор - си минор
Ля мажор - фа-диез минор
Ми мажор - до-диез минор
Си мажор- соль-диез минор
Фа-диез мажор - ре-диез минор
До-диез мажор - ля-диез минор
Фа мажор - ре минор
Си-бемоль мажор - соль минор
Ми-бемоль мажор - до минор
Ля-бемоль мажор - фа минор
Ре-бемоль мажор - си-бемоль минор
Соль-бемоль мажор - ми-бемоль минор
До-бемоль мажор - ля-бемоль минор

91. Одноименные тональности
Одноименными тональностями называются мажорная и минорная тональности, имеющие общую тонику (I ступень).

Одноименные тональности от звуков на белых клавишах фортепиано:
до мажор — до минор
ре мажор — ре минор
ми мажор — ми минор
фа мажор — фа минор
соль мажор — соль минор
ля мажор — ля минор
си мажор — си минор

Сравнение одноименных гамм:
до мажор III VI VII ступени высокие
до минор III VI VII ступени низкие

Тоническая терция в до миноре:до-ми-бемоль


Тоническая терция в до мажоре:до-ми

92. ОБРАЩЕНИЯ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА
Обращением септаккорда называется вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда.
Основной доминантсептаккорд в до мажоре:
соль-си-ре-фа D7

Первое обращение доминантсептаккорда:
си-ре-фа-соль D56 квинтсекстаккорд

Второе обращение доминантсептаккорда:
ре-фа-соль-си D34терцквартаккорд

Третье обращение доминантсептаккорда:
фа-соль-си-ре D2 секундаккорд

Разрешение основного доминантсептаккорда в до мажоре:
соль-си-ре-фа (D7) в до-до-до-ми (неполное тоническое трезвучие-T53)

Разрешение квинтсекстаккорда в до мажоре:
си-ре-фа-соль (D56) в до-до-ми-соль (тоническое трезвучие с удвоением I ступени- T53)

Разрешение терцквартаккорда в до мажоре:
ре-фа-соль-си (D34) в до-ми-соль-до (развернутое тоническое трезвучие -T53)

Разрешение секундаккорда в до мажоре:
фа-соль-си-ре (D2) в ми-соль-до-до (тонический секстаккорд с удвоением I ступени-T6)

93. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ДОМИНАНТСЕПТАККОРДА ОТ ДАННОГО ЗВУКА
D56 состоит из м.З,  м.З  и  6.2,  нижний звук D56 является VII
ступенью лада.
D34 состоит  из  мЗ, 6.2  и  б.3;   нижний   звук D34 является
II ступенью лада.
D2  состоит  из  6.2, 63  и  м.З;   нижний   звук   D2  является
IV ступенью лада.

94. СИНКОПА
Синкопой   называется перенесение ударения с более сильной доли такта на предшествующую ей слабую. Внутритактовая синкопа:
в размере 2/4 восьмая-четверть-восьмая


Обновлено 04.08.2013 08:40
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 478 гостей онлайн
Баннер
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2017 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru