Рейтинг@Mail.ru
Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII
Сольфеджио. Теория музыки
Автор: Гамаюн   
04.08.2013 00:00

См. также

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - I

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - II

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - III

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - IV

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - V

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VI

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе - VIII


Все правила по сольфеджио в муз.школе - VII

95. Кварты в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие кварты:

  • чистые кварты — на I, II, III и V ступенях;
  • увеличенные кварты — на  IV и VI ступенях;
  • уменьшенная кварта — на VII ступени.

Чистые кварты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-РЕ на I, СИ-МИ на II, ДО-ФА на III, МИ-ЛЯ на V.

Увеличенные кварты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • РЕ-СОЛЬ-диез на IV, ФА-СИ на VI.

Уменьшенная кварта в гармоническом ЛЯ миноре:

  • СОЛЬ-диез-ДО на VII.

96. Квинты в гармоническом миноре

В гармоническом миноре образуются следующие квинты:

  • чистые квинты — на I, IV, V и VI ступенях;
  • уменьшенные квинты — на II и VII ступенях;
  • увеличенная   квинта — на   III   ступени.

Чистые квинты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ЛЯ-МИ на I, РЕ-ЛЯ на IV, МИ-СИ на V, ФА-ДО на VI.

Уменьшенные квинты в гармоническом ЛЯ миноре:

  • СИ-ФА на II, СОЛЬ-диез-РЕ на VII.

Увеличенная квинта в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ДО-СОЛЬ-диез на III.

97. Соединения главных трезвучий

Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах движется плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в ДО мажоре.

Начало с тоники в основном виде:

  • т(ДО-МИ-СОЛЬ), s64(ДО-ФА-ЛЯ), т(ДО-МИ-СОЛЬ), D6(СИ-РЕ-СОЛЬ), т(ДО-МИ-СОЛЬ).

Начало с тоники в виде секстаккорда:

  • т6(МИ-СОЛЬ-ДО),  s(ФА-ЛЯ-ДО), т6(МИ-СОЛЬ-ДО), D64(РЕ-СОЛЬ-СИ), т6(МИ-СОЛЬ-ДО).

Начало с тоники в виде квартсекстаккорда:

  • Т64(СОЛЬ-ДО-МИ), S6(ЛЯ-ДО-ФА), T64(СОЛЬ-ДО-МИ), D(СОЛЬ-СИ-РЕ), Т64(СОЛЬ-ДО-МИ).

98. Последовательность аккордов из главных трезвучий

Последовательностью   называется определенный порядок чередования аккордов в ладу.

Последовательность аккордов Т, S в трехголосном изложении в ДО мажоре:

  • т(ДО-МИ-СОЛЬ),      s64(ДО-ФА-ЛЯ),  т(ДО-МИ-СОЛЬ),
  • т6(МИ-СОЛЬ-ДО),    s(ФА-ЛЯ-ДО),      т6(МИ-СОЛЬ-ДО),
  • Т64(СОЛЬ-ДО-МИ),  S6(ЛЯ-ДО-ФА),   T64(СОЛЬ-ДО-МИ).

Последовательность аккордов Т, D в трехголосном изложении в ДО мажоре:

  • т(ДО-МИ-СОЛЬ),      D6(СИ-РЕ-СОЛЬ),    т(ДО-МИ-СОЛЬ),
  • т6(МИ-СОЛЬ-ДО),    D64(РЕ-СОЛЬ-СИ),  т6(МИ-СОЛЬ-ДО),
  • T64(СОЛЬ-ДО-МИ),  D (СОЛЬ-СИ-РЕ),    Т64(СОЛЬ-ДО-МИ).

99. Сопровождение мелодии главными трезвучиями

Мелодией называется одноголосный музыкальный напев. Аккорды, сопровождающие мелодию, называются сопровождением или аккомпанементом.

Шуман "Смелый наездник" - первый период - ЛЯ минор - сопровождение мелодии главными трезвучиями и их обращениями.

100. Характерные интервалы гармонического минора

Характерными интервалами гармонического минора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от повышения VII ступени (за исключением тритона).

Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом ЛЯ миноре:

  • ФА - СОЛЬ-диез, СОЛЬ-диез - ФА.

Увеличенная  квинта  и  уменьшенная  кварта  в  гармоническом ЛЯ миноре:

  • ДО-СОЛЬ-диез, СОЛЬ-диез ДО.

Разрешение характерных интервалов в ЛЯ  миноре:

  • ФА - СОЛЬ-диез в МИ-ЛЯ, СОЛЬ-диез - ФА - в ЛЯ-МИ, ДО-СОЛЬ-диез в ДО-ЛЯ, СОЛЬ-диез - ДО в ЛЯ - ДО.

101. Энгармонически равные интервалы

Энгармонически равные интервалы — интервалы одинаковые по звучанию (по количеству содержащихся в них тонов), но различные по названию (по количеству содержащихся в них ступеней).

Таблица энгармонически равных интервалов:

  • 1/2 тона—малая секунда(СОЛЬ-ЛЯ-бемоль)=увеличенной приме(СОЛЬ-СОЛЬ-диез)
  • 1 тон   - большая секунда(ФА-диез-СОЛЬ-диез)=уменьшенной терции(ФА-диез-ЛЯ-бемоль)
  • 1 1/2 тона — малая терция(СОЛЬ-СИ-бемоль)=увеличенной секунде(СОЛЬ-ЛЯ-диез)
  • 2 тона — большая терция(ФА-диез-ЛЯ-диез)=уменьшенной кварте(ФА-диез-СИ-бемоль)
  • 2 1/2 тона — чистая кварта(ДО-ФА)=увеличенной терции(ДО-МИ-диез)
  • 3 тона — увеличенная кварта(СОЛЬ-ДО-диез)=уменьшенной квинте(СОЛЬ-РЕ-бемоль)
  • 3 1/2 тона — чистая квинта(МИ-СИ)=уменьшенной сексте(МИ-ДО-бемоль)
  • 4 тона — малая секста(ДО-ЛЯ-бемоль)=увеличенной квинте(ДО-СОЛЬ-диез)
  • 4 1/2 тона — большая секста(ФА-диез-РЕ-диез)=уменьшенной септиме(ФА-диез-МИ-бемоль)
  • 5 тонов — малая септима(ДО-СИ-бемоль)=увеличенной сексте(ДО-ЛЯ-диез)
  • 5 1/2 тонов — большая септима(ДО-СИ)=уменьшенной октаве(ДО-ДО-бемоль)
  • 6 тонов — чистая октава(ДО-ДО)=увеличенной септиме(ДО-СИ-диез)

102. Консонирующие и диссонирующие интервалы

Консонирующие интервалы — интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.

Диссонирующие интервалы — интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом.

Консонирующие интервалы

Совершенные консонансы: Несовершенные консонансы:
Чистая прима Большая терция
Чистая октава Малая терция
Чистая квинта
Большая секста
Чистая кварта Малая секста

Диссонирующие интервалы:

Большая и малая секунды
Большая и малая септимы
Тритоны
Увеличенные и уменьшенные интервалы относятся к консонансам или диссонансам в зависимости от энгармонической замены.

103. Составные интервалы

Составные   интервалы — интервалы шире октавы.

Нона — девятая ступень — обозначается цифрой 9=октава+секунда:

  • ДО1- РЕ2.

Децима — десятая ступень — обозначается цифрой 10=октава+терция:

  • ДО1- МИ2.

Ундецима — одиннадцатая ступень — обозначается цифрой 11=октава+кварта:

  • ДО1- ФА2.

Дуодецима — двенадцатая  ступень — обозначается цифрой 12=октава+квинта:

  • ДО1-СОЛЬ2.

Терцдецима — тринадцатая ступень — обозначается цифрой 13=октава+секста:

  • ДО1-ЛЯ2.

Квартдецима — четырнадцатая ступень — обозначается цифрой 14=октава+септима:

  • ДО1-СИ2.

Квинтдецима — пятнадцатая ступень — обозначается цифрой 15=октава+октава:

  • ДО1-ДО3.

104. Характерные интервалы и тритоны в гармоническом мажоре

Характерными интервалами гармонического мажора называются увеличенные и уменьшенные интервалы, образовавшиеся от понижения VI ступени (за исключением тритона).

Увеличенная секунда и уменьшенная септима в гармоническом ДО мажоре:

  • ЛЯ-бемоль-СИ, СИ-ЛЯ-бемоль.

Тритоны в гармоническом ДО мажоре:

  • ФА-СИ,ЛЯ-бемоль-РЕ, СИ-ФА, РЕ-ЛЯ-бемоль.

Увеличенная квинта и уменьшенная кварта в гармоническом ДО мажоре:

  • ЛЯ-бемоль-МИ, МИ-ЛЯ-бемоль.

105. Секвенции

Секвенцией называется повторение какого-либо мелодического и гармонического оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.

Секвенции бывают восходящие и нисходящие.

Например:

  • МИ-РЕ-ДО, ФА-МИ-РЕ, СОЛЬ-ФА-МИ - восходящая секвенция,
    где  мелодический оборот из трех нот ДО мажора повторяется от разных ступеней лада, шаг секвенции (интервал перемещения) - секунда.

106. Уменьшенное и увеличенное трезвучия

Уменьшенное   трезвучие — трезвучие,   которое   состоит из двух малых терций; крайние   звуки   образуют    уменьшенную квинту.
Увеличенное  трезвучие — трезвучие,   которое   состоит из двух больших терций;  крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Трезвучия на ступенях натурального ДО мажора:

  • на I     - ДО-МИ-СОЛЬ -  мажорное трезвучие
  • на II    - РЕ-ФА-ЛЯ -       минорное трезвучие
  • на III   - МИ-СОЛЬ-СИ -   минорное трезвучие
  • на IV   - ФА-ЛЯ-ДО -      мажорное трезвучие
  • на V    - СОЛЬ-СИ-РЕ -   мажорное трезвучие
  • на VI   - ЛЯ-ДО-МИ -      минорное трезвучие
  • на VII  - С И-РЕ-ФА -     уменьшенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие с разрешением в ДО мажоре:

  • на VII - СИ-РЕ-ФА разрешается в ДО-ДО-МИ

Трезвучия на ступенях гармонического ЛЯ минора:

  • на I    - ЛЯ-ДО-МИ -             минорное трезвучие
  • на II   - СИ-РЕ-ФА -              уменьшенное трезвучие
  • на III  - ДО-МИ-СОЛЬ-диез -  увеличенное трезвучие
  • на IV  - РЕ-ФА-ЛЯ -              минорное трезвучие
  • на V   - МИ-СОЛЬ-диез-СИ -  мажорное трезвучие
  • на VI  - ФА-ЛЯ-ДО -             мажорное трезвучие
  • на VII - СОЛЬ-диез-СИ-РЕ -   уменьшенное трезвучие

Уменьшенные трезвучия с разрешением в гармоническом ЛЯ миноре:

  • на VII  - СОЛЬ-диез-СИ-РЕ  разрешается в ЛЯ-ЛЯ-ДО
  • на II    - СИ-РЕ-ФА             разрешается в ДО-ДО-МИ

Уменьшенные трезвучия с разрешением   в   гармоническом   ДО мажоре:

  • на II   - РЕ-ФА-ЛЯ-бемоль  разрешается в МИ-МИ-СОЛЬ
  • на VII - СИ-РЕ-ФА              разрешается в ДО-ДО-МИ

Увеличенное трезвучие с разрешением   в   гармоническом    ЛЯ миноре:

  • ДО-МИ-СОЛЬ-диез на III ступени разрешается в  тонический секстаккорд ДО-МИ-ЛЯ на III ступени

Увеличенное трезвучие с разрешением в гармоническом ДО мажоре:

  • ЛЯ-бемоль-ДО-МИ на VI пониженной ступени разрешается в тонический квартсекстаккорд СОЛЬ-ДО-МИ

107. Построение аккордов от данного звука

Для того чтобы строить аккорды от данного звука, необходимо знать, из каких интервалов они состоят.

Таблица наиболее употребительных аккордов, их обозначения и интервальный состав

Название аккорда Обозначение Интервальный состав
Мажорное, или большое, трезвучие   
Б53 б.3, ч.5 или б.3, м.3
Минорное, или  малое, трезвучие
М53 м.3, ч.5 или м.3, б.3
Мажорный секстаккорд
Б6 м.3, м.6 или м.3, ч.4
Минорный секстаккорд М6 б.3, б.6 или б.3, ч. 4
Мажорный квартсекстаккорд Б64 ч.4, б.6 или ч.4, б.З
Минорный квартсекстаккорд М64 ч.4, м.6 или ч.4, м.З
Доминантсептаккорд D7 б.3, ч.5, м.7 или б.3, м.3, м.3
Доминантовый квинтсекстаккорд D65 м.3, ум.5, м.6 или м.3, м.3, б.2
Доминантовый терцквартаккорд D43 м.3, ч.4, б.6 или м.3, б.2, б.3
Доминантовый секундаккорд D2 б.2, ув.4, б.6 или б.2, б.3, м3
Малый вводный септаккорд м.VII7 м.3, ум.5, м.7 или м.3, м.3, б.3
Уменьшенный вводный септаккорд ум.VII7 м.3, ум.5, ум.7 или м.3, м.3, м.3
Увеличенное трезвучие ув.53 б.3, ув.5 или б.3, б.3
Уменьшенное трезвучие ум.53 м.3, ум.5 или м.3, м.3

108. Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.

Правописание хроматических гамм

Мажорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются III и VI ступени.
Мажорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.
Минорная хроматическая гамма вверх — хроматически не изменяются I и V ступени.
Минорная хроматическая гамма вниз — хроматически не изменяются I и V ступени.

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ДО мажор вверх:

  • ДО -ДО-диез- РЕ- РЕ-диез - МИ-ФА- ФА-диез- СОЛЬ- СОЛЬ-диез- ЛЯ- СИ-бемоль-СИ-бекар- ДО

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ДО мажор вниз:

  • ДО-СИ- СИ-бемоль -ЛЯ- ЛЯ-бемоль -СОЛЬ -ФА-диез -ФА-бекар- МИ- МИ-бемоль-РЕ- РЕ-бемоль -ДО

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ЛЯ минор вверх:

  • ЛЯ- СИ-бемоль -СИ-бекар- ДО- ДО-диез -РЕ- РЕ-диез -МИ- ФА- ФА-диез- СОЛЬ- СОЛЬ-диез -ЛЯ

Хроматические изменения основных ступеней гаммы ЛЯ минор вниз:

  • ЛЯ -СОЛЬ-диез- СОЛЬ-бекар- ФА-диез- ФА-бекар- МИ- РЕ-диез- РЕ-бекар- ДО-диез-ДО-бекар- СИ- СИ-бемоль- ЛЯ

109. Родственные тональности

Родственные     тональности — тональности,    имеющие наибольшее число общих звуков.
К ним относятся следующие1:

  1. Параллельная тональность.
  2. Доминантовая тональность.
  3. Тональность, параллельная к доминанте.
  4. Субдоминантовая тональность.
  5. Тональность, параллельная к субдоминанте.

Родственные тональности к ДО мажору:

  • ЛЯ минор СОЛЬ мажор  МИ минор ФА   мажор   РЕ минор

Родственные тональности к ЛЯ минору:   

  • ДО мажор МИ минор СОЛЬ мажор  РЕ минор  ФА мажор

1 Кроме перечисленных тональностей диатонического родства, к числу родственных тональностей относятся также: в мажоре тональность минорной (гармонической) субдоминанты, в миноре тональность мажорной (гармонической) доминанты.

110. Модуляции в родственные тональности

Модуляцией называется переход из одной тональности в другую.

Модуляция в гармонии совершается двумя способами:

  1. с помощью отклонения, после которого следует каденция в новой тональности (аккорд субдоминантовой функции, кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника). Отклонение обычно совершается с помощью аккорда доминантовой функции. (так называемый предкадансовый способ).
  2. с помощью общего аккорда между начальной и конечной тональностями, (он обычно бывает в конечной тональности либо трезвучием, либо секстаккордом II,  IV или  VI ступеней) после которого следует каденция в конечной тональности. (кадансовый квартсекстаккорд, доминанта, тоника - все в конечной тональности). (так называемый кадансовый способ).

111. Каденции

Каденцией  называется заключение музыкальной мысли. 

Полная совершенная каденция

Заключительные ступени в мелодии полной совершенной каденции:                                                     

  • VII  — I
  • II    — I
  • V    — I
  • III   — I
  • IV   — I

Полная несовершенная каденция

Заключительные ступени в мелодии полной несовершенной каденции:

Остановка на тонической терции: II — III

IV— III

IV— III
Остановка на тонической квинте: VI —V

IV —V

Половинные каденции

Остановка внутри построения на неустойчивых ступенях:

  • на доминантовой приме — V ступень,
  • на доминантовой терции — VII ступень,
  • на доминантовой квинте — II ступень,
  • на субдоминантовой приме — IV ступень.

112. Период

Периодом называется построение, выражающее относительно законченную Музыкальную мысль. Более мелкие построения, на которые разделяется период, называются предложениями и фразами.

Однотональный период заканчивается в той же тональности, в которой начался.
Период обычно состоит из 2-х предложений.
Первое предложение может заканчиваться  полной несовершенной каденцией на тонической квинте или на тонической терции.
Первое предложение может заканчиваться половинной каденцией на доминантовой приме,терции или квинте.
Второе предложение обычно заканчивается полной совершенной каденцией на тонической приме.
Модулирующий период заканчивается не в той тональности, в которой начался.

113. Лады народной музыки

Ладами народной музыки принято называть особые натуральные лады, встречающиеся в народных песнях. Главные из них следующие:

1. Пятиступенный лад, или пентатоника, — звукоряд, состоящий из пяти звуков. Он отличается от натурального мажора отсутствием IV и VII ступеней, а от натурального минора — отсутствием II и VI ступеней. В пентатонике нет звуков, образующих тритон. Характерным признаком пентатоники служит отсутствие малых секунд (полутонов).

Звукоряд пятиступенного лада мажорного вида от звука ДО:

  • ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ-ЛЯ.

Звукоряд пятиступенного лада минорного видаот звука ЛЯ:

  • ЛЯ-ДО-РЕ-МИ-СОЛЬ.

2. Дорийский  лад  отличается от натурального минора VI повышенной ступенью.

Звукоряд дорийского лада от звука ЛЯ:

  • ЛЯ-СИ-ДО-РЕ-МИ-ФА-диез-СОЛЬ.

3. Фригийский лад отличается от натурального минора II пониженной ступенью.

Звукоряд фригийского лада от звука ЛЯ:

  • ЛЯ-СИ-бемоль-ДО-РЕ-МИ-ФА СОЛЬ.

4. Лидийский лад отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью.

Звукоряд лидийского лада от звука ДО:

  • ДО-РЕ-МИ-ФА-диез-СОЛЬ-ЛЯ-СИ.

5. Миксолидийский лад отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью.

Звукоряд миксолидийского лада от звука ДО:

  • ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-бемоль.

113а. Однотерцовые тональности

Однотерцовыми называются пары (мажорная и минорная) тональностей, имеющих одинаковые III ступени (терцовые тоны), например, РЕ мажор и РЕ-диез минор (у них один терцовый тон - ФА-диез).

114. Мелизмы

Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.

Короткий форшлаг (маленькая зачеркнутая нота перед основной) исполняется перед основной нотой, не меняя ее ритма, не сдвигая ее с места, либо сдвигая на четверть длительности основной ноты.
Пример: СИ(бемоль)-ЛЯ.

Долгий форшлаг (маленькая незачеркнутая нота перед основной)- исполняется за счет основной ноты, форшлаг ставится на место основной ноты, эта основная нота сдвигается со своего места и становится за счет форшлага короче. Пример: СИ(бемоль)-ЛЯ.

Мордент (похож на лежащий зигзаг) - исполняется за счет основной ноты. Бывает простой -ЛЯ-СИ(бемоль)-ЛЯ, перечеркнутый -ЛЯ -СОЛЬ(диез)-ЛЯ и двойной - ЛЯ-СИ(бемоль)-ЛЯ-СИ(бемоль)-ЛЯ. Перечеркнутый обозначает движение вниз - ЛЯ -СОЛЬ(диез)-ЛЯ, ЛЯ -СОЛЬ(диез)-ЛЯ -СОЛЬ(диез)-ЛЯ. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к вспомогательному звуку.

Группетто (лежащая перевернутая s). Группетто бывает простым-ЛЯ-СИ(бемоль)-ЛЯ-СОЛЬ(диез)-ЛЯ, СИ(бемоль)-ЛЯ-СОЛЬ(диез)-ЛЯ и перечеркнутым- ЛЯ-СОЛЬ(диез)-ЛЯ -СИ(бемоль)-ЛЯ, СОЛЬ(диез)-ЛЯ -СИ(бемоль)-ЛЯ. Дополнительный диез, бемоль или бекар относятся к первому вспомогательному звуку.

Трель - обозначается tr с волнистой линией. Состоит из мелких длительностей (например, 32-х). Пример: РЕ-МИ-РЕ-МИ, РЕ-МИ-РЕ-МИ,РЕ-МИ-РЕ-МИ, РЕ-МИ-РЕ-МИ-РЕ- последняя группа может содержать не 4, а 5 нот (записывается как квинтоль).

Аччакатура - пример - аккорд СОЛЬ-СИ-ДО-МИ, где нота СИ обрывается сразу после взятия аккорда, а ноты СОЛЬ-ДО-МИ продолжают звучать.

Шлейфер - пример: мелодия -МИ-РЕ-ДО, где первая нота  (МИ) остается звучать во время прохождения нот РЕ-ДО.

115. Обозначение динамических оттенков

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки или нюансы.
Динамическими оттенками называются изменения громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Таблица основных динамических оттенков

Полное обозначение
Сокращенное обозначение Произношение Значение
piano
р
пьяно тихо
mezzo piano mp меццо-пьяно
не слишком тихо
pianissimo                               
pp
пьяниссимо очень тихо
forte
f форте громко
mezzo forte
mf меццо-форте не очень громко
fortissimo
ff фортиссимо очень громко
crescendo
< крещендо усиливая
poco a poco crescendo


поко-а-поко крещендо постепенно усиливая
diminuendo
> диминуендо ослабляя
poco a poco diminuendo


поко-а-поко диминуендо постепенно ослабляя
morendo

морендо замирая
sforzando
sf
сфорцандо внезапное усиление (отдельного   звука - или аккорда)

116. Итальянские обозначения темпов и характера исполнения

Темпом называется скорость исполнения музыки.

Темп связан с характером произведения. Темп всегда указывается в начале произведения. Обозначение темпа часто дается на итальянском языке.

Очень медленные темпы

Largo (ларго) — широко
Lento   (ленто) — медленно
Adagio (адажио) — медленно
Grave (граве) — тяжеловесно, важно

Медленные темпы

Larghetto (ларгетто) — несколько скорее, чем Largo
Andante (анданте) — не торопясь, спокойно
Sostenuto (состенуто) — сдержанно

Умеренные темпы

Moderate (модерато) — умеренно.
Andantino (андантино) — несколько скорее, чем Andante.
Allegretto (аллегретто) — несколько медленнее, чем Allegro.

Быстрые темпы

Allegro (аллегро) — скоро
Vivo (виво) — живо
Vivace (виваче) — живо
Presto (престо) — очень скоро

Дополнительные слова к обозначениям темпов

piu mosso (пиу моссо) — более подвижно,
meno mosso (мено моссо) — менее подвижно,
non troppo (нон троппо) — не слишком,
molto (мольто)—очень, assai (ассаи) — весьма, очень,
con moto (кон мото) — с подвижностью,
accelerando (аччелерандо) — ускоряя,
ritenuto (ритенуто) — сдерживая,
ritardando (ритардандо) — запаздывая,
rallentando (раллентандо) — замедляя.

Термины характеризующие музыкальную эмоциональность:

* abbandono (аббандоно) — непринуждённость
* abbandonamente (аббандонаменте) — непринуждённо
* accarezzevole (аккарэццеволэ) — ласково
* affettuoso (аффеттуозо) — сердечно
* agitato (ажитато) — возбужденно, взволнованно
* amabile (амабилэ) — приятно
* alla (алля) — в роде, в духе
* alla marcia (алля марчьа) — в духе марша
* alla polacca (алля полякка) — в духе польского
* amoroso (аморозо) — любовно
* animato (анимато) — воодушевленно, оживленно
* appassionato (аппассионато) — страстно
* ardente (ардентэ) — с жаром
* brillante (брилльянтэ) — блестяще
* buffo (буффо) — комически
* burlesco (бурлеско) — комически
* cantabile (кантабиле) — певуче
* capriccioso (каприччиозо) — капризно
* con amore (кон аморе) — с любовью
* con anima (кон анима) — с воодушевлением, с оживлением
* con bravura (кон бравура) — блестяще
* con brio (кон брио) — с жаром
* con calore (кон калоре) — с жаром
* con dolcezza (кон дольчецца) — нежно, мягко
* con dolore (кон долоре) — с грустью
* con espressione (кон эспрессионе) — с выражением
* con forza (кон форца) — с силой
* con fuoco (кон фуоко) — с огнём
* con grazia (кон грация) — с грацией
* con malinconia (кон малинкониа) — меланхолично
* con moto (кон мотто) — подвижно
* con passione (кон пассьёне) — со страстью
* con spirito (кон спирито) — с воодушевлением
* con tenerezza (кон тэнэрецца) — с нежностью
* con vigore (кон вигоре) — мужественно
* deciso (дэчизо) — решительно
* dolce (дольче) — нежно
* dolcissimo (дольчиссимо) — очень нежно
* dolente (долентэ) — грустно, жалобно
* doloroso (долорозо) — грустно, печально
* elegante (элегантэ) — изящно, красиво
* elegaco (эледжъяко) — жалобно, грустно
* energico (энерджико) — энергично
* eroico (эроико) — героически
* espressivo (эспрессиво) — выразительно
* flebile (флебиле) — жалобно
* feroce (фэроче) — дико
* festivo (фэстиво) — празднично
* fiero (фиеро) — дико
* fresco (фрэско) — свежо
* funebre (фунэбре) — похоронно
* furioso (фурьёзо) — бешено
* giocoso (джъёкозо) — шутливо, игриво
* gioioso (джьойозо) — радостно, весело
* grandioso (грандиозо) — пышно, великолепно
* grazioso (грациозо) — грациозно
* guerriero (гуэрьэро) — воинственно
* imperioso (империозо) — повелительно
* impetuoso (импетуозо) — стремительно, бурно
* innocente (инночентэ) — невинно, просто
* lagrimoso (лагримозо) — плачевно
* languido (лангуидо) — с изнеможением, бессильно
* lamentabile (ламентабиле) — жалобно
* leggiero (деджьэро) — легко
* leggierissimo (леджьериссимо) — очень легко
* lugubre (люгубре) — мрачно
* lusingando (люзингандо) — льстиво
* maestoso (маэстозо) — торжественно, величаво
* malinconico (малинконико) — меланхолично
* marcato (маркато) — подчёркивая
* marciale (марчиале) — маршеобразно
* marziale (марцьяле) — воинственно
* mesto (мэсто) — печально
* misterioso (мистериозо) — таинственно
* parlando (парляндо) — речитативно
* pastorale (пасторале) — пастушески
* patetico (патетико) — страстно
* pesante (пезанте) — грузно, тяжеловесно
* piangendo (пьянджендо) — плачевно
* pomposo (помпозо) — великолепно, с блеском
* quieto (киэто) — спокойно
* recitando (речитандо) — рассказывая
* religioso (релиджьозо) — благоговейно
* rigoroso (ригорозо) — строго, точно
* risoluto (ризолюто) — решительно
* rustico (рустико) — в деревенском стиле
* scherzando (скерцандо) — шутливо
* scherzoso (скерцозо) — шутливо
* semplice (сэмпличе) — просто
* sensibile (сэнсибиле) — чувствительно
* serioso (серьозо) — серьезно
* soave (соаве) — приветливо
* soavemente (соавементе) — приветливо
* sonore (соноре) — звучно
* spianato (спьянато) — с простотой
* spirituoso (спиритуозо) — одухотворённо
* strepitoso (стрепитозо) — шумно, бурно
* teneramente (тэнераменте) — нежно
* tranquillo (транкуильлё) — спокойно
* vigoroso (вигорозо) — сильно, бодро

Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

* a capella (а капэлла) — хором, без инструментального сопроводждения
* a due (или a 2) (а дуэ) — вдвоем исполнять одну и ту же партию
* ad libitum (ад либитум) — по желанию: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
* arco (арко) — буквально «смычок»: указание coll arco для исполнителей на струнных инструментах – играть смычком, а не пиццикато
* attacca (аттакка) — переход к следующей части без перерыва
* a tempo (а темпо) — возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
* basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) — «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации
* basso ostinato (бассо остинато) — буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
* ben (бэн) — хорошо
* blue note (англ.) — в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
* coda (кода) — заключение
* col (коль) — с
* come (комэ) — как
* con (кон) — с
* da capo (да капо) — «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
* dal segno (даль сеньо) — «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака; сокращенно D.S.
* diminuendo (диминуэндо) — динамическое указание, аналогичное decrescendo
* divisi (дивизии) — разделение (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)
* e, ed (э, эд) — и
* fine (фине) — конец (традиционное обозначение в партитуре)
* forte (форте) — обозначение выразительности: громко; сокращенно
* ma (ма) — но
* mezza voce (мецца воче) — вполголоса
* mezzo forte (меццо фортэ) — не очень громко
* molto (мольто) — очень; обозначение темпа: molto adagio – обозначение темпа: очень медленно
* non (нон) — не
* non troppo (нон троппо) — не слишком; allegro ma non troppo – обозначение темпа: не слишком быстро
* obligato (облигато) — 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
* opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно — ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора
* ostinato (остинато) — многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто – в басовых голосах)
* poi (пои) — потом
* perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и ДО конца
* pianissimo (пианиссимо) — очень тихо; сокращенно: pp
* piano (пиано) — тихо; сокращенно: p
* piu (пиу) — больше; piu allegro – обозначение темпа: быстрее
* pizzicato (пиццикато) — щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
* portamento (портаменто) — скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
* portato (портато) — способ звукоизвлечения, между legato и staccato
* quasi (куази) — как бы
* rallentando (раллентандо) — обозначение темпа: постепенно замедляя
* recitative (cокращенно recit.) (речитативо) — речитативно
* ripieno (рипиено) — в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
* ritardando (ритардандо) — обозначение темпа: постепенно замедляя
* ritenuto (ритенуто) — обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
* rubato (рубато) — гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности
* scherzando (скэрцандо) — игриво
* segue (сегуэ) — одинаково с предыдущим
* senza (сэнца) — без
* simile (симиле) — одинаково с предыдущим
* solo (соло) — один
* soli (соли) — множественное число от соло, т.е. больше чем один солист
* sostenuto (состэнуто) — обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
* sotto voce (сотто вочэ) — обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно
* staccato (стаккато) — отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения – legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
* stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) — оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
* sforzando (сфорцандо) — внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf
* segue (сэгуэ) — продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
* semibreve (сэмибреве) — целая нота
* tace (таче) — молчи
* tacet (тачет) — молчит
* tutti (тутти) — все (например весь оркестр)
* tenuto (тэнуто) — выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности
* unisono (унисоно) — в унисон
* voce (воче) — голос
* voci (вочи) — голоса

Обновлено 23.07.2017 15:28
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 403 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru