Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармонический язык Рахманинова
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также
Формы музыкальных произведений Рахманинова
Рахманинов Концерт №2, I часть анализ

Вторая низкая минорная ступень

Гармонический язык Рахманинова

В творчестве С.В.РАХМАНИНОВА стилевые принципы гармонии П. Чайковского и С. Танеева получили своеобразное развитие. Рахманинов также опирается на городские романтические интонации современной ему эпохи, развивая их в драматическом плане. Полифонизация гармонического развития усилена в сочинениях Рахманинова. В связи с концертной
импровизационностыо, в его музыке примечательно обилие различных фигурации в мелодике и фактуре, в том числе хроматически смешанных, усложняющих гармонию. Обилие тонкой пассажно-фортепианной напевной фигурации во всех голосах, свойственное фортепианной фактуре
Рахманинова (традиция, идущая от Ф. Шопена), проникает в его партитуры.
Встречаются и мощные полифонические противопоставления контрастных тематических линий и пластов (реприза 1-й части Второго концерта). Широко развернуты обороты гармонического и мелодического мажора и мажоро-минора, иногда с доминантовой окраской, а также мажор с низкими ступенями. Так, побочная партия финала Второго концерта написана в мелодическом
мажоре с низкой II ступенью. Характерен особый минорный IV7 с увеличенной секундой и уменьшенной квартой, преобразующий строго терцовую структуру в энгармоническую ("рахманиновский септаккорд"). Он впервые прозвучал в интродукции увертюры-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта". Для фактуры характерна пышность, монументальность, мощь звучания, многоплановость линий, колористические наслоения, многоэтажные удвоения аккордов.
Лейттембровая основа — колокольность звучания многозвучных аккордов. Гармонические фигурации часто захватывают весь диапазон фортепиано или оркестра. Оркестровке присуща щедрость, изобилие красок.
Хроматизация гармонии происходит за счет многочисленных мелодико-гармонических и других модуляций, хроматических неаккордовых звуков. Сопряжение септаккордов различных тональностей в отклонениях часто минует тонические аккорды, концентрирует диссонирующие неустойчивые созвучия.
В гармонии С.Рахманинова немало суровых натурально-ладовых оборотов, диатонических ладов (особенно во "Всенощной", "Русских песнях", Третьей симфонии), особых ладогармонических ладообразований (Симфонические танцы), пентатонических, уменьшенных и целотонных звукорядов, восточных ладов с увеличенной секундой или низкими ступенями в мажоре, терпких
хроматизмов, перечений, терцовых сдвигов-перемещений, переменно-ладовых попевок и многих других примет творческих связей с гармоническими богатствами композиторов "Могучей кучки", особенно М.Балакирева. Гармония С.В.Рахманинова по-своему, индивидуально, синтезирует черты
стиля П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова.

Р.Н. Слонимская.

Обновлено 02.02.2012 19:00
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 500 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru