Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармонический стиль Скрябина
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также О драматургии скрябинских сочинений (анализ)
Скрябин. Прелюдия Фа-диез мажор op.16 №5 (анализ)
Скрябин. Этюд соч.8 №10 (целостный анализ)
Скрябин. Прелюдия Ре мажор op.11 №5 (анализ)
Секвенции в прелюдиях Скрябина (гармонический анализ)
Об аккорде альтерированной вводной двойной доминанты
Гармонический стиль Скрябина
Формы музыкальных произведений Скрябина

Гармония Скрябина

В творчестве А.СКРЯБИНА в ранний и средний периоды традиционно-функциональная гармония достигает предельной напряженности функциональных тяготений и хроматической насыщенности голосоведения. Особенно излюблена альтерированная D, с повышенной и пониженной квинтой одновременно. Иногда она разрешается в свою тонику, иногда соединяется с D (альтерированной) новой далекой тональности, часто — тритоново-удаленной. Многочисленны альтерированные S.
В гармонии Скрябина несомненна связь с шопеновской традицией (тонкие, изысканные мелодические фигурации и хроматизированные последования гармоний), с гармонией Ф. Листа и Р. Вагнера (резкие тональные сдвиги, диссонантность многозвучия и особые лады).
Порывистая устремленность мелодического рисунка подчеркивается полиритмией: триоли — квартоли (Третья симфония). Полиритмические слои фактуры предельно насыщены в поздних сонатах, "Поэме экстаза", "Прометее", приближаясь к микрополифонии композиторов конца XX века. Импульсивны пунктирные ритмы баса, верхнего голоса, ораторские квартовые возгласы в басу.
Характерна обостренная модуляционность внутри периодов. Сложные модуляции встречаются у позднего Скрябина именно в периоде. Вместе с тем, форма часто соответствует классическим формам. В поздних фортепианных пьесах возникает своеобразная смешанная форма — черты периода и сонатной формы сливаются, как в финале сонаты b-moll Шопена.
Хроматическая фигурация в средних голосах и в мелодии усиливает эмоциональную приподнятость, экспрессивность высказывания. Как и у Рахманинова, фактура многослойна, охватывает много регистров. В эпизодах экстатически подъемного характера особенно часты альтерированные D, а также соединения альтерированных аккордов далеких тональностей. Здесь же обостренно звучат нонаккорд, септаккорд с секстой, квартовые созвучия с замененными или внедренными тонами, пунктирные импульсивные ритмы.
Другой круг образов — светлый, пантеистический. Здесь часты элементы пентатоники. Возможна однотональная структура или мягкие многочисленные отклонения вокруг единой тональности. В этих эпизодах встречаются также изысканные хроматические последования на основе мелодико-гармонической модуляции при прозрачной фактуре в среднем регистре.
Секвенции характерны для раннего и среднего периодов. Сами секвенции — неточные и по тональному соотношению, и по мелодии, — как у Чайковского. Полифоническая сопряженность голосоведения, обострённая автентичность расширенного мажоро-минора, активность противоположного движения мелодии и баса, фактурная трехслойность (мелодия — аккомпанемент — контрапункт) по существу связаны с симфонизмом Чайковского. Однако уже ранний Скрябин по гармоническому языку изощрен, утончен, прихотлив и далек от романсного фольклорного мелодико-гармонического колорита.
В творчестве позднего Скрябина резко меняется ладовая основа. Далекие строи взаимодействуют через доминантовые созвучия, без тоники. Тональный центр становится неопределенным или непрерывно ускользающим, подчас возникает лишь в конце. Сложно-ладовая основа этих сочинений опирается на внутреннюю связь интервалов — тритона, терций, кварты. Таковы тритоновые имитации в Девятой сонате. Тритоновое объединение ладото-нальностей становится нормой.
Терцовая структура преобразуется в сложную — квартовую, полиинтервальную. Нонаккорды с пониженной квинтой, внедряющимися и замененными тонами выступают как самостоятельные созвучия, как эквивалент тоники, как лейтгармонии. Атональная свобода сочетается с детальной проработкой интервальной структуры созвучий и тематических попевок по вертикали и горизонтали.
Преобладают многозвучные неустойчивые аккорды. Их напряженность подчеркивается паузирующей ритмикой декламационного характера. Звучание оркестра многослойное, многокрасочное. Оно обогащено хроматическими, ритмическими, гармоническими фигурациями.
Фактура полифонична, многолинейна. Мелодика изобилует хроматизмами. Энгармонические модуляции и мелодико-гармонические отклонения и модуляции в далекие строи становятся нормативными во многих эпизодах "Поэмы экстаза", Третьей симфонии, последних сонат (начиная с Пятой) и фортепианных пьес. В поздних сочинениях отдельные диссонирующие интервалы определяют и строение аккордов, и мелодику, и тональный или тоновый план разделов формы.
Динамическая напряженность развития целого отличает гармонию А. Скрябина от гармонии французских импрессионистов начала XX века, а более явственна генетическая связь с тональной подосновой и фортепианно-педальной, терцово-гомофонной структурой аккордов доминантовой группы — от линеарной полифонической гармонии новых "венских" классиков XX века — А.Шёнберга, А.Берга, А.Веберна.

Р.Н. Слонимская.

гармония скрябина

Обновлено 30.05.2012 19:18
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 437 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru