Гармония Брукнера
У А. БРУКНЕРА традиции вагнеровской гармонии сочета¬ются с воздействием Баха, Бетховена, Шуберта. Хоральность,экстатичность и жанровая наивность мелоса и гармонии идут рука об руку, взаимодействуют. А. Брукнер — органист, фактура его симфоний часто органная с густыми педалями, удвоениями, вокальной трактовкой духовых, со ступенчатыми смещениями динамики. Иногда один аккорд выдержан на несколько тактов, как у Бетховена, Вагнера. В основе — функциональный мажоро-минор, хроматизированный в мелодии и гармонии. Возникают терпкие мелодические скачки на септиму, нону, тритон и другие. Гармония содержит многочисленные энгармонические, мелодико-гармонические модуляции, в том числе в далекие строи. Оркестровая фактура монументальна, драматургически контрастно сопоставляет тембровые группы, динамику, регистры, фигурации в неторопливом развертывании длительных тем и звуковых пластов. Многочисленны неаккордовые звуки, особенно хроматические. Часты диссонирующие обороты с малозаметным разрешением. Очень интенсивна полифоническая ткань. Нередко полифонический склад становится определяющим. Контрапункт нескольких голосов определяет вертикальную гармонию. Это контрапункт свободного инструментального стиля со многими хроматизмами в каждом голосе и диссонирующими сочетаниями. Часто возникают "мерцающие" ладовые модуляции. Австрийская бытовая музыка преломлена в танцевальных ритмах, в диатонике, наивной автентичности отдельных тем. В этом проявляется воздействие Р.Шуберта с его диатонической ладовостью и танцевальными ритмами. В целом же заметно влияние композиции и фактуры бетховенской Девятой симфонии, а также своеобразное преломление вагнеровского стиля.
Р.Н. Слонимская.
|