Рейтинг@Mail.ru
Жанр прелюдии E-mail
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47
Центральным среди всех синтезирующих жанров чистой музыки оказывается прелюдия, в которой, как в фокусе, сосредоточиваются признаки импровиза-ционного музыкального высказывания. От прелюдии тянутся нити эстетических связей к целому ряду собственных жанров рода. Прежде всего, это—фуга, связанная с прелюдией семантической оппозицией в старинном двухчастном цикле. С другой стороны—фантазия, арабеска, экспромт и прочие более поздние жанры, выросшие на почве прелюдирования и, как правило, содержащие этот компонент. В других импровизационных жанрах функция прелюдирования усложнялась, попадая в новый контекст, в самой же прелюдии она выступает в наиболее чистом виде: ее можно охарактеризовать, как наведение эмоционального состояния с помощью определенного вида движения.
Функция эта была естественной для вступительного звена композиции—когда-то вокальной, а в эпоху барокко ставшей инструментальным циклом; но она сказалась и на последующей эволюции жанра. Отсюда—-рассредоточенный, фактурно-фигурационный тип тематизма, столь свойственный старинной прелюдии. Требования к тематическому материалу здесь во многом близки токкате: интонационная обобщенность при своеобразии вида движения (в токкате, однако, отличающегося гораздо большей динамической устремленностью). Мера тематической индивидуальности прелюдии постепенно возрастала, в творчестве И. С. Баха подчас становясь значительной. Например, в С-dur'ной прелюдии 1 тома ХТК, простроенной на элементарных гармонических фигурациях, индивидуальность достигается благодаря только восходящей направленности каждой фигуры и перекрестному метру, выделяющему каждую верхнюю тройку звуков. Но при всей индивидуальности тематизм барочной прелюдии базируется на «формах общего движения», придающих музыкальной ткани гибкость и податливость к любым импровизационным поворотам мысли.
Развертывание фактурно-фигурационного тематизма, определяющее типичную для прелюдии моноинтонационность, дополняется еще одним характерным признаком—эскизностью, недосказанностью. В старинных прелюдиях это было связано со вступительной функцией, в поздних же эскизность трактуется более широко, как повышенное «тяготение к контексту» (по терминологии В. Медушевского), влекущее за собой известную традицию сочинения циклов прелюдий.
Романтические и постромантические прелюдии составляют, конечно, новую разновидность жанра, где трактовка его как самостоятельной лирической миниатюры вступает в противоречие с изначальным качеством. На смену сдержанным или возвышенным аффектам приходят бурные или интимно-нежные излияния, возникает стремление запечатлеть яркий образ (в более тесном смысле), а поэтому тематизм прелюдии становится концентрированным, впитывающим элементы иных жанров: у Шопена—марша, мазурки, хорала, оперной кантилены, у Скрябина и Шостаковича—вальса и других танцевальных. Шостакович в своих прелюдиях ор. 34 подчас прибегает даже к резким драматургическим вторжениям: словно беспощадная сила внешнего мира разбивает лирическую сосредоточенность (см. прелюдии cis moll, As dur и др.).
Но несмотря на все эти новаторские черты, прелюдии XIX—XX вв. в целом сохраняют жанровый инвариант. В подавляющем большинстве случаев они строятся  на едином интонационном материале и выражают одно настроение. Эскизность подтверждается в поздних прелюдиях афористичностью, преобладающей у большинства авторов, а иногда и прямой недосказанностью, например, в прелюдии Скрябина es moll op. 16. Время от времени напоминает о себе и собственно прелюдирование. Так, Шопен обрамляет свой цикл прелюдиями С dur и cis moll, тонко воссоздающими процесс импровизации. Он же пользуется принципом чередования кантиленных или образно-характерных пьес с собственно прелюдийными, никогда не давая подряд больше двух прелюдий иножанрового профиля.  В цикле Шостаковича ор. 34 соответствующие знаки жанра появляются к концу со все большей настойчивостью (№ 12, 19, 20, 22, 23, 24), хотя и не составляют общей тематической основы. Особенно это интересно в последней прелюдии d moll, где середина, больше похожая на коду, Как бы заранее, до репризы пьесы, сигнализирует об окончании цикла.
Итак, прелюдия оказалась исторически стойким жанром. В неменьшей степени это свойственно и ее главному оппозиционному жанру—фуге.

О.В.Соколов

Обновлено 08.06.2010 13:34
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 436 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru