Рейтинг@Mail.ru
Жанр фуги E-mail
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47
Фуга наиболее красноречиво выражает идею диалога в том специфическом виде, который среди всех искусств доступен только музыке. Имитационный ответ представляет собой и мгновенную реакцию на высказанную мысль, и подтверждение ее как бы с иной точки зрения: этим ответ, как реальный, так еще более тональный, отличается от риспосты большинства канонов. Поэтому имитационное развертывание в фуге подобно мирному собеседованию, обсуждению темы—в противоположность завязке и развитию конфликта, свойственным некоторым сонатным главным партиям, а также индивидуальным претворениям диалогического принципа (например, в первой части Фантазии f moll Шопена). В то же время полифоническое совмещение ответов с противосложениями отличает диалог фуги и от драматического, и от диалога в художественной прозе.
Можно представить исторический путь от мотета к фуге через ричеркар как постепенное совершенствование полифонического диалога, который становился все более рельефным, отчетливым, делящимся на качественно различные стадии. Последнее немаловажно: по сложности полифонического плетения ричеркар нередко превышает многие фуги, однако фуга отличается
именно ясной функциональной дифференциацией своих разделов.
Диалогический принцип, господствующий в фуге, делает ее семантически универсальным жанром: она предоставляет бесконечное многообразие характеру музыки. Показательно бытование фуги в эпоху барокко. Она могла с равным успехом служить популярной формой импровизации, поскольку имитационное развитие дает определенную опору, и противостоять свободной импровизации как строгое изложение главной мысли.
Однако это многообразие отнюдь не лишает фугу специфики жанрового содержания. Фуга есть «тезис с последующим доказательством», она целиком подчинена «толкованию» как принципу развития, представляет собой незаменимый жанр, способный показать в музыке постепенное становление и утверждение истины. Поэтому фуга не только успешно соперничает с интеллектуально-лирическими жанрами, но несравненно превосходит их в
устойчивости бытования.
Главная выразительная предпосылка фуги может реализоваться наиболее эффективно при соответствующем складе темы, например, в фугах Баха fis moll, gis moll из 1 тома ХТК или в фуге Хиндемита inC из Ludus tonalis. Но специфика жанра накладывает отпечаток на самые различные по характеру фуги и, в крайнем случае, при остроте или напряженнос¬ти темы,
сказывается как сдерживающий фактор, вносит качество строгости и объективности.
Та же главная предпосылка влияет и на пластическую сторону жанра. Благодаря своеобразию ведущего принципа развития фуга обладает потенциальной тектонической стройностью и неслучайно была заветным жанром таких мудрых музыкальных строителей, как Регер или Танеев.
Наконец, обратим внимание еще на  одну художественную предпосылку фуги, тоже относящуюся к пластической стороне, но связанную с тектонической по принципу единства противоположностей. Поступательное развертывание фуги с постепенным включением все новых голосов может ассоциироваться с процессом движения особого рода, неуклонно разгорающимся и
вовлекающим в свое русло все большее число участников (напомним, что название жанра произошло от глагола fugare—«бежать»). И опять-таки эта предпосылка может быть специально подчеркнута, как это происходит в финале Квартета Бетховена ор. 59 № 3 или в 4-й и 11-й симфониях Шостаковича.
В целом спектр художественных возможностей фуги чрезвычайно широк и сулит ей почти  безграничную перспективу развития.

О.В.Соколов

Обновлено 08.06.2010 13:51
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 879 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru