Рейтинг@Mail.ru
Жанр фантазии E-mail
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47
Вернемся теперь к импровизационным жанрам, генетически связанным с прелюдией. Важнейший среди них—фантазия. Также предоставляя возможность монологического высказывания Артисту-импровизатору, она
противостоит прелюдии по масштабу и условиям музыкальной драматургии. В противоположность эскизной прелюдии, содержащей первичную ячейку импровизации, фантазия дает ей широкий разворот, предполагает неожиданные сопоставления контрастирующих разделов, нарочито незавершенных, как бы «сопряжение далековатых идей» (по Ломоносову). В
полном соответствии со своим символическим названием, фантазия способна воплощать в чистой музыке процесс творческого поиска, она активно стимулирует эвристическую сторону музыкального мышления. Именно в фантазии часто совершаются прозрения в будущее, намечаются принципы, впоследствии утверждающиеся в более поздних музыкальных стилях и иных жанрах. Так в ранних фантазиях конца XVI—начала XVII вв. кристаллизуются приемы имитационной полифонии. В фантазиях Шуберта намечается тип слитной сонатно-циклической формы и, что особенно важно, формируется принцип монотематизма, имевший столь капитальное значение в дальнейшем развитии сонатно-симфонических жанров.
Эвристическая активность музыкальной формы, свойственная фантазии, в лучших произведениях проявляется гармонично, без парадоксальности и резких нарушений композиционной логики. Например, в фантазии Шуберта
«Скиталец» замечателен прием композиционной модуляции от первой ко второй части: момент перелома в побочной партии сонатного Allegro превращается в интенсивную разработку, от кульминации которой длительный спад драматургической волны приводит к скорбному Adagio. Подобные примеры, показывающие, насколько важно для данного жанра сочетание импровизационной свободы и стройной архитектоники, подтверждают глубокую мысль В. Медушевского, высказанную им о феномене фантазии. Исследователь усматривает особую ответственность автора фантазии, искушаемого соблазном показной свободы—«свободы от...» вместо «свободы для...». «В творчестве гениев сила фантазии... вовсе не госпожа, а напротив, преданная и верная служанка».
Эпоха романтизма принесла с собой новую жанровую разновидность—фантазию, сочиняемую на заимствованные темы. Она тоже имеет генетические корни, свя;занные с прелюдией: вспомним органные прелюдии барокко на темы хоралов. Развитие фантазии «на темы» в XIX в. было связано с тяготением к народному искусству, а также с пробуждением пытливого интереса к музыке прошлого (Фантазия и фуга на тему «BACH» Листа). Поскольку в XX в. и тот, и другой факторы усиливаются, для фантазий этого типа сохраняется плодотворная почва, и они широко распространены в современной музыке. Что же касается фантазии в исконном смысле, то ее роль в XX в. снижается неслучайно: в условиях новаторства, охватившего все сферы музыкального искусства, чистая музыка уже не нуждается в специальной «лаборатории творческого поиска», какой была фантазия на протяжении почти трех веков своей истории.
Фантазия «на темы» отличается, несомненно, большей широтой и демократичностью: по сравнению с основным видом, заключенным в рамки лирического высказывания, она гораздо более объективна и часто принадлежит области эпоса. Поэтому для нее закономерно обращение к симфоническому оркестру («Камаринская» Глинки) или сочетанию солиста с оркестром (Фантазия на русские народные темы для скрипки с оркестром Римского-Корсакова).

О.В.Соколов

Обновлено 17.06.2010 08:55
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 370 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru