Рейтинг@Mail.ru
Жанр интермеццо E-mail
Музыкальная литература
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47
Не останавливаясь на «музыкальном моменте», близком экспромту, например, у Шуберта и Рахманинова, обратимся к интермеццо, также входящему в число новых синтезирующих жанров XIX в.
Подобно прелюдии или постлюдии, интермеццо изначально связано с определенной композиционной функцией—переключения, отстранения, перемежения основных разделов материалом, занимающим «слабое время»
в содержательном смысле. В этом отношении несомненен генезис интермеццо, произошедшего от полифонических интермедий, интерлюдий песен или интермедий в театральных спектаклях. Вполне естественно поэтому сочинение интермеццо в качестве составляющего жанра чистой музыки, что находим в Сонате fis-moll или в фортепианном концерте Шумана, в Квинтете g-moll Шостаковича и во многих других инструментальных циклах. Например, в
шумановском концерте «музыка интермеццо в полной мере соответствует своему названию. Это прежде всего разрядка, отдохновение, заполняемое плетением красивых узоров, ласковой и тихой беседой».
Однако композиторы XIX в.—в первую очередь тот же Шуман, а в еще большей степени Брамс—смело трактовали интермеццо и как самостоятельный жанр, призывая этим к пересмотру его сущности. Причина такой трактовки не вызывает сомнений: она обусловлена эстетикой романтизма, пониманием каждого мгновения развития как самоценного, а потому представляющего интерес и в отдельном художественном воссоздании.
Но сохраняет ли при этом интермеццо свою специфику, «семантику слабого времени»? Справедливость требует признать, что  так бывает не всегда. Интермеццо Шумана ор. 4 вряд ли можно признать отвечающим идее жанра: это типичные для автора характеристические импульсивные пьесы, интонационно концентрированные, насыщенные контрастами.
Их названия, по-видимому—дань той романтической вольности, которой вообще отличалось литературное слово Шумана, нередко задававшее загадку слушателю (например, в Большой юмореске).
Совсем  иное явление— интермеццо Брамса,  который  нашел в этом жанре тип лирического   высказывания,   глубоко созвучный своей индивидуальности. Большинство его интермеццо погружены каждое в одно настроение, как
правило, не содержат рельефных контрастов с переменой типа движения (одно из ярких исключений—es-moll op.  118).  Их фактура сравнительно прозрачна,    темпы сдержанны,    ощущение тональности порой тонко завуалировано (например, в № 4 и 7 ор. 76, № 4 ор. 116), ведущие динамические оттенки—р или рр, часто встречаются sotto voce, dolce, delicatemente и т. п. На фоне окружающих эти пьесы баллад, рапсодий и каприччио, где то развертывается весомый эпический тематизм, то движение насыщается импульсивными ритмами, взрывается восклицательными   
интонациями,   ударными   звучаниями  тоники или уменьшенного септаккорда, интермеццо несет «семантику слабого времени», как выражение глубинного плана лирики, интимного и сокровенного. Этот семантический модус
ощущается и тогда, когда две или три пьесы следуют друг  за другом подряд (ор. 76, 116, 118, 119) или даже составляют цикл целиком. Так построен ор.  117, но статус трех его интермеццо все-таки подтверждается в соотношении с пьесами других близких опусов.
Чаще всего Брамс трактует интермеццо как синтезирующий жанр импровизационной природы, где лирические интонации растворяются в «формах общего движения», как в b-moll'ном ор. 117, es moll ном ор. 118 или, как во многих других, инкрустированы в оригинальную аккордово-арпеджи-рованную ткань, но не составляют цельной кантиленной темы в гомофонной фактуре. Контрастируя с рапсодиями, балладами или кагориччио своим обобщенным лиризмом, они oтличаются, скажем, от Романса ор. 118 большей сложностью и некоторой изысканностью. Интермеццо служит наиболее красноречивым выражением характернейшего качества брамсовской лирики—сдержанности, под покровом которой таится глубина и редкая одухотворенность чувства.
Все жанры сольно-импровизационной природы связаны, таким образом, с фактурно-фигурационным тематизмом.
В  этом они сходны и с токкатой, однако различие существенно: ток-
катные фигурации подчинены принципу неуклонного динамического нарастания, тематизм синтезирующих жанров отличается большей свободой и гибкостью, ассоциируется не с поступательным движением, а с вращательным или волнообразным.

О.В.Соколов

Обновлено 17.06.2010 09:32
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 668 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2019 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru