Музыкальная литература
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 14:47 |
Главная, шутливо-игровая, линия развития скерцо, продолжающаяся в современной музыке, обогатилась новой разновидностью—юмореской. Она дополняет семантический спектр жанра со стороны, обозначенной в названии. В наиболее ярких произведениях, особенно в русской музыке, игровое начало превращается в смеховое, шутейное, чему служит не только заострение скерцозности, но и целенаправлен¬ное претворение первично-жанровых элементов. Например, в Юмореске Рахманинова, проникнутой великолепным «чувством жанра», где игра слышится и в ритме, и в интонационной пластике, и в ладотональном строе, большое значение имеет русская народно-плясовая основа. А в Юмореске Р. Щедрина скрежещущие линеарно-гармонические сочетания и причудливые ритмические перебои уснащают механически заводное движение в ритме неторопливой польки или кавалерийского марша. Нельзя не отметить, что скерцо со своими разновидностями—юмореской, бурлеской и пр.—является весьма перспективным жанром, обретшим новые стимулы развития: склонность современной музыки к области комизма, пародии, сатиры, а также к более острому и многообразному, чем в классике, проявлению игрового начала.
О.В.Соколов
|
Обновлено 09.06.2010 11:31 |